Высокая голубоглазая блондинка смотрит на меня ледяным взглядом. Меня пронизывает холод, и я отступаю. Но это временное отступление. Я еще вернусь. Я хочу спасти Кая, растопить его замерзшее сердце.
Сейчас я — Герда. Я участвую в психодраме по сюжету андерсеновской «Снежной Королевы». Ее ведет Мария Верник.
Все это происходит на XXIV Московской психодраматической конференции.
«Мы будем разыгрывать сказку Андересена как развернутую метафору внутренней жизни, — объяснила Мария Верник нам, участникам ее мастерской, собравшимся в одной из аудиторий МПГУ, где идет конференция. — С точки зрения психологии в сказке показано, что происходит в психике при шоковой травме и что помогает на пути к исцелению».
Нас, участников, примерно двадцать человек. Возраст разный, здесь есть и студенты, и совсем взрослые люди. Есть и ведущие других мастерских, которые пришли познакомиться с опытом коллеги. Я узнаю их по особым бейджикам. На моем написано просто «участник».
Сказка как метафора
«Каждая роль — замерзший Кай, отважная Герда, холодная Королева — соответствует одной из частей нашей личности, — объясняет Мария Верник. — Но они изолированы друг от друга. И поэтому наша личность словно разделена на отдельные части».
Чтобы мы обрели целостность, наши части должны вступить в диалог. Мы начинаем все вместе вспоминать ключевые события сказки, а ведущая расшифровывает для нас их метафорический смысл.
«Вначале, — объясняет Мария Верник, — Герда плохо понимает, что произошло с Каем. Отправляясь в путь, девочка помнит об утраченной части — о радости и полноте жизни, которая с ней связана... Затем Герда переживает разочарование в замке принца и принцессы, смертельный ужас в лесу с разбойниками… Чем полнее она проживает свои чувства и чем теснее ее контакт с опытом, тем сильнее и взрослее она становится».
Ближе к концу сказки, у лапландки и финки, мы видим Герду совсем другой. Ключевые слова произносит финка: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в ее милом, невинном детском сердечке».
Мы будем разыгрывать финальную сцену драмы — возвращение Кая, своей утраченной части.
Как выбрать свою роль
«Выберите любого персонажа, — продолжает Мария Верник. — Не обязательно того, кто больше всех нравится. Но того, кем вам сейчас хочется на время стать».
- Выбрав Кая, узнаете, что помогает вам оттаивать, какие слова и действия вызывают в вас душевный отклик.
- Снежную королеву — узнаете, какие нужны аргументы, чтобы ослабить контроль или защиту, позволить себе почувствовать усталость и отдохнуть.
- Герду — узнаете, как входить в контакт со своими чувствами.
- Можно выбрать роль Автора и менять ход событий.
Я выбираю роль Герды. В ней есть беспокойство, готовность отправиться в дальний путь и решимость. И вместе с тем надежда вернуться домой и стремление почувствовать любовь, которые я слышу и внутри себя. Я не одинока: еще пятеро из группы выбирают эту роль.
Психодрама отличается от театральной постановки. Здесь количество исполнителей одной роли не ограничено. И пол не важен. Среди Каев только один юноша. И шестеро девушек. Зато среди Снежных Королев — двое мужчин. Эти Короли суровы и неприступны.
Небольшая часть участников обращается на время в ангелов, птиц, принцев-принцесс, Оленя, Маленькую разбойницу. «Это роли-ресурсы, — говорит ведущая. — У них вы сможете просить помощи во время игры».
Исполнителям каждой из ролей отводится в аудитории свое место. Декорации создаются из цветных платков, стульев и других подручных средств. Снежные Королевы делают трон из водруженного на стол стула и голубых шелковых покровов.
Зону Герды мы обозначаем зеленой плюшевой материей, солнечно-оранжевыми и желтыми платками. Под ноги кто-то любовно бросает цветастый платок: напоминание о зеленой поляне.
Растопить лед
«Герда входит в покои Снежной королевы», — обозначает ведущая действие. И мы, пять Герд, приближаемся к Трону.
Мне жутковато, по спине бежит холодок, словно я и впрямь вступила в ледяной замок. Хочется не оплошать в роли и обрести уверенность и силы, которых мне так не хватает. И тут я натыкаюсь на пронзительно-холодный взгляд голубоглазой красавицы-блондинки. Мне становится не по себе. Каи настроены — кто враждебно, кто грустно. Один (его роль исполняет девушка) отвернулся от всех лицом к стене.
«Обратитесь к любому Каю, — предлагает ведущая. — Найдите слова, которые заставят его «потеплеть». Задача представляется мне вполне посильной. В порыве энтузиазма выбираю самого «трудного» — отвернувшегося от всех.
Я произношу слова, хорошо знакомые по детскому фильму: «Что ты здесь делаешь, Кай, здесь так скучно и холодно, а дома весна, птицы поют, деревья распустились — пойдем домой». Но какими же жалкими и беспомощными они кажутся мне сейчас! Реакция Кая для меня как ушат холодной воды. Он сердится, мотает головой, затыкает уши!
Другие Герды наперебой уговаривают Каев, но ледяные мальчики упорствуют, и всерьез! Один сердится, другой раздражен, третий машет рукой, протестуя: «А мне и здесь хорошо. Зачем уходить? Здесь спокойно, у меня все есть. Уходи, Герда!»
Кажется, все пропало. Но мне приходит в голову фраза, которую я слышала на психотерапии. «Чем я могу помочь тебе, Кай?» — как можно участливее спрашиваю я. И вдруг что-то меняется. Один из «мальчиков» с посветлевшим лицом поворачивается ко мне и начинает плакать.
Противостояние сил
Наступает черед Снежных королев. Противостояние входит в решающую фазу, и градус чувств на этом витке очень высок. Они дают Гердам жесткую отповедь. Властный взгляд, твердый голос и осанка «актрис» и в самом деле достойны особ королевской крови. Я с горечью чувствую, что все и впрямь бесполезно. И отступаю под взглядом блондинки.
Но из глубины души неожиданно приходят слова: «Я чувствую твою силу, признаю ее и отступаю, но я знаю, что я тоже сильна». «Ты дерзкая!» — неожиданно выкрикивает одна из королев. Меня это почему-то воодушевляет, я мысленно благодарю ее за то, что она увидела в моей отмороженной Герде смелость.
Диалог
Диалоги с Каями возобновляются. «Что с тобой, Кай?!» — полным отчаяния голосом выкрикивает кто-то из Герд. «Наконец-то!» — улыбается ведущая. К моему непокоренному «братцу» подсаживается «тезка» по роли. Она что-то шепчет ему на ухо, тихонько поглаживает по плечам, и упрямец начинает оттаивать.
Наконец Кай и Герда обнимаются. На их лицах смесь боли, страдания и мольбы сменяется выражением настоящей благодарности, облегчения, радостью, торжеством. Чудо все-таки произошло!
В других парах тоже происходит что-то волшебное: Кай и Герда ходят вместе по залу, обнимают друг друга, плачут или сидят, не отрываясь глядя друг другу в глаза.
Обмен впечатлениями
«Пришло время обсудить все, что здесь произошло», — приглашает ведущая. Мы, еще разгоряченные, рассаживаемся. Я все не могу прийти в себя — такими сильным, настоящими были мои чувства.
Обнаружившая во мне дерзость участница подходит ко мне и, к моему удивлению, благодарит: «Спасибо тебе за дерзость — ведь я ее ощутила в себе, это было про меня!» Я горячо ее обнимаю. «Любая энергия, которая рождается и проявляется в процессе игры, может быть присвоена любым из ее участников», — поясняет Мария Верник.
Затем мы делимся друг с другом впечатлениями. «Что чувствовали Каи?» — спрашивает ведущая. «Чувство протеста: что им всем было от меня надо?!» — отвечает участница, которая выбрала роль мальчика-Кая. «Что чувствовали Снежные королевы?» — «У нас тут хорошо и спокойно, вдруг неожиданно вторгается какая-то Герда и начинает что-то требовать и галдеть, это просто ужас! По какому праву ко мне врываются?!»
Реплика «моего» Кая: «Я чувствовала страшное раздражение, гнев! Даже ярость! Мне хотелось все кругом разнести! Потому что со мной сюсюкались, как с маленькой, а не как с равной и взрослой личностью».
«Но что тебя тронуло и заставило раскрыться навстречу другому?» — спрашивает Мария Верник. «Она сказала мне: давай убежим вместе. И словно гора с плеч свалилась. Это было по-дружески, это был разговор на равных, и это даже был призыв к сексу. Я почувствовала желание слиться с нею!»
Восстановить контакт
Что же было важным для меня в этой истории? Я узнала своего Кая — не только того, который был снаружи, но и того, который скрывается внутри меня самой. Моя сердитая половинка Кай проговорила вслух те чувства, которые я так плохо осознаю в жизни, весь мой подавленный гнев. Неслучайно я интуитивно устремилась к самому сердитому мальчику! Благодаря этой встрече для меня состоялось узнавание себя. Мостик между моими внутренними Каем и Гердой проложен, они могут говорить друг с другом.
«Эта андерсеновскаая метафора — про контакт прежде всего. — говорит Мария Верник. — Настоящий, теплый, человеческий, на равных, через сердце — это место выхода из травмы. Про Контакт с большой буквы — со своими потерянными и вновь обретаемыми частями и вообще между людьми. По-моему, только он и спасает нас, что бы с нами ни происходило. И это начало пути к исцелению для переживших шоковую травму. Небыстрому, но надежному».
«Снежная королева» как символ шоковой травмы
Шоковая травма — это событие, которое психика воспринимает как реальную или воображаемую угрозу жизни, в результате которого она испытывает такое сильное потрясение, что все забывает — иначе человеку просто с этим не справиться. Если есть память о событии и если человеку удалось как следует погоревать по этому поводу, то это уже не шоковая травма.
Шок — это когда психика решает, что человеку настал конец. И тогда происходит отщепление или изоляция той части психики, которая помнит весь ужас пережитого, от целого. Вторая, сохранная часть живет при этом так, как будто ничего не произошло, но она как бы цепенеет и застывает, иначе она просто не выживет. Так психика защищается от непереносимой боли, помогая справиться человеку с событием, несовместимым с жизнью.
На телесном уровне это выражается в скованности, зажатости, туннельном видении, непонимании себя, спутанности сознания, отрыве от реальности — одним словом, полный ступор. При этом вся сила уходит во вторую, отщепленную часть, но ее нет, она как бы стерта, а другая живет как в тумане.
Психика формирует еще и третью часть, или структуру, — это так называемый Стражник, или Охранник, который не дает одной части личности соприкасаться с другой, вернее, с ее непереносимым опытом. И вот эти три фигуры символизируют персонажи нашей сказки. Надеюсь, вы узнаете их? Кай — это отщепленная часть, Герда — сохранная, а Снежная королева — Стражник, охраняющий покой того, кого ранило и кто испытывает жуткие страдания.
Ключевое событие — травма — это попадание Каю в глаз и сердце осколка кривого зеркала злого тролля (дьявола). Он испытывает очень сильные негативные чувства, но Снежная королева лишает его способности переживать и тем самым охраняет его от страдания. Есть в нас еще и некто четвертый — это Свидетель, который как будто наблюдает за всеми событиями со стороны. Он также называется Мудрец. В терапии — это терапевт, а в сказке сам Андерсен.
Чтобы человеку, перенесшему шок, вновь обрести здоровье, ему надо вернуть себе утраченную целостность, то есть дать возможность воссоединиться с утраченной частью. Словами сказки: Герда должна встретиться с Каем.
Об эксперте
Мария Верник — травматерапевт, психодраматерапевт.