Казалось бы, мы все делали правильно: выбрали цель, оценили ресурсы, проанализировали альтернативы, составили план, в котором все очень четко прописали. Дело за малым — за реализацией.
Но, как показывает практика, это самый сложный этап, на котором большинство и ломается. Как сделать так, чтобы все получилось, чтобы мы смогли воплотить в жизнь свою мечту? Нам поможет правило трех «П»: последовательно, постоянно, погруженно.
Последовательно
Какую бы задачу мы перед собой ни ставили — даже самую амбициозную, мы рассчитываем получить результат как можно быстрее: нам хочется всего и сразу. Поэтому мы резко стартуем, «берем с места в карьер», стараемся «выложиться по полной», но очень скоро бросаем с азартом начатое дело.
Знакомая многим история: мы решили заняться фитнесом, купили абонемент и стали посещать фитнес-клуб каждый день. Но потом навалились срочные дела. И вот мы раз пропустили, два и, наконец, либо вообще бросаем, либо тренируемся раз в неделю до седьмого пота и дрожи в ногах.
А стоило бы сразу запланировать: «Я буду посещать клуб два раза в неделю в максимально комфортное для меня время. И только если получится, буду делать это чаще. Но эти два раза я должен отзаниматься обязательно».
Если мы выдерживаем этот график, незаметно для нас «обязательное» время начнет увеличиваться, прирастать за счет незапланированных посещений. А потом и они войдут в привычку. Мы и не заметим, как время для фитнеса будет освобождаться «само собой», и уж точно не бросим тренировки.
Последовательность подразумевает и расчет, и желание, и энергию, и упрямство, и непреклонность, и направленность
Чем бы мы ни занимались, если не хотим сбиться с ритма или попросту «надорваться», надо действовать последовательно: начинать с малого, двигаться от простого к сложному. Нельзя осваивать йогу со стойки на голове, а игру на фортепиано с исполнения сложных произведений — прежде надо терпеливо изучить доступные асаны или разучить гаммы и только потом усложнять и совершенствовать то, что мы уже умеем.
Лучше работать понемногу, но чаще — это гораздо продуктивнее и полезнее, чем устраивать авралы. Важно не застревать на одном уровне. Настоящие профессионалы все время придумывают, творят, создают что-то новое.
Последовательность предполагает постоянное развитие: мы не топчемся на месте, не скользим по прямой, не скатываемся вниз, а двигаемся вперед и вверх по ступеням мастерства, предъявляя к себе все более высокие требования и отрабатывая нюансы.
Сегодня лучше, чем вчера, и так шаг за шагом. Останавливаться нельзя: любая стагнация — это регресс. Последовательность подразумевает и расчет, и желание, и энергию, и упрямство, и непреклонность, и направленность — все, что нам понадобится для осуществления наших планов.
Можно заранее рассчитать и расписать: что, когда и сколько мы должны сделать, чтобы к определенному сроку — через три года, пять или десять лет — выйти на заданный рубеж. Такой подход дисциплинирует, помогает постепенно выстроить четкую, порой даже жесткую систему, которая не позволит нам саботировать свою цель, отклониться от выбранного курса.
Постоянно
Это правило, наверное, самое сложное для выполнения. Речь идет о прямой зависимости: потратил время — достиг цели, развил свой талант, овладел мастерством. Не готов тратить время — не надейся, ничего не получится.
В качестве иллюстрации я люблю приводить исследования психолога Андерса Эриксона из книги «Гении и аутсайдеры» Малькольма Гладуэлла. Всех студентов-скрипачей Берлинской музыкальной академии разделили на три группы.
В первую вошли «звезды» — те, кто, по мнению педагогов, должны стать солистами мирового класса. Во вторую — те, кого оценили как перспективных. И в третью группу определили студентов, которые вряд ли станут концертирующими скрипачами — скорее учителями музыки в школе.
Всем задавали один и тот же вопрос: «Сколько часов вы практиковались с того момента, когда впервые взяли в руки инструмент?» Все студенты начали осваивать скрипку в одном возрасте — в пять лет. Все считались одаренными детьми и первое время занимались примерно одинаково — около трех часов в неделю. А вот дальше, после восьми лет, количество часов, потраченных на занятия музыкой, уже заметно различается.
Лучшие, то есть студенты из первой группы, упражнялись по шесть часов в неделю, потом по восемь. В 14 лет — уже по 16 часов, затем по 30 часов в неделю и более. К 20 годам у них набралось десять тысяч часов занятий. У второй группы к 20 годам было около восьми тысяч часов. А у «будущих учителей» — не более четырех тысяч часов.
Эриксон стал проверять эту закономерность на других музыкантах, и оказалось, что она работает абсолютно одинаково: среди достигших высокого мастерства не нашлось никого, кто упражнялся бы меньше сверстников. В то же время среди тех, кто вкалывал изо всех сил и затратил эти десять тысяч часов, не было ни одного, кто ничего не добился.
У тех, кто готов постоянно прилагать усилия, гораздо больше шансов стать настоящими мастерами своего дела
Получается, настоящими мастерами, виртуозами становятся в результате упорных занятий любимым делом — и не от случая к случаю, а постоянных, систематических, регулярных. Причем в эти десять тысяч часов не входит изучение теории — только практика, практика и еще раз практика.
Это «правило десяти тысяч» — очень яркое и показательное. Стоит вспоминать о нем каждый раз, когда мы начинаем жаловаться, что у нас опять что-то не получается. Если действительно хочешь чего-то добиться, надо работать не просто больше других, а гораздо больше.
Нейробиолог Даниель Левитин считает, что именно десять тысяч часов требуется нашему мозгу для образования новых нейронных связей, благодаря которым мы «сливаемся» с нашим делом воедино. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, — «магическое число» встречается с завидной регулярностью.
Мой личный опыт мастера спорта международного класса по велоспорту свидетельствует о том же. Именно то, что достигнуто упорным, длительным трудом, становится весомым и значимым. К сожалению, сегодня сложно найти людей, готовых потратить десять тысяч часов на овладение своим ремеслом. Нас окружают не просто «наспех слепленные», но и «быстрорастворимые» селебрити, с которых многие берут пример.
Наверняка кто-то скажет: «Да я даже больше времени потратил, а ничего не вышло…» Безусловно, есть и другие слагаемые успеха. Но все-таки у тех, кто готов постоянно прилагать усилия, гораздо больше шансов стать настоящими мастерами своего дела и осуществить задуманное, особенно если речь идет о деле, которое выбрано нами не случайно, если для нас это заветная цель. И потому стоит пробовать!
Погруженно
Решив заниматься делом, мы должны погрузиться в него как можно глубже, чтобы нас ничто не отвлекало. Погруженность, сосредоточенность даются не просто, ведь мы живем в век «недостатка концентрации» — наше внимание рассеяно, и требуются очень большие усилия, чтобы вникнуть, сосредоточиться на чем-то даже действительно интересном.
Если во время работы думать не о работе, а, скажем, о предстоящем отпуске, о конфликте с другом, если постоянно мысленно где-то блуждать, то и двадцать тысяч часов не помогут реализовать наши мечты. Поэтому погруженность можно и нужно тренировать. Но как?
Вот один из вариантов. Алгоритм действий достаточно прост. Мы выключаем телефон, компьютер, телевизор. Садимся на стуле прямо, ставим ноги параллельно, кладем руки на колени, закрываем глаза и делаем пять глубоких вдохов и выдохов.
Следим за дыханием — за движением воздуха от центра груди к голове и обратно. Это успокаивает и помогает сосредоточиться. Если нас пугает масштаб задач и мы боимся приступить к их выполнению, можно «обмануть» собственный мозг, занявшись сначала самыми простыми и не требующими больших энергозатрат операциями. Так мы даем себе время втянуться.
А когда легкие задачи уже выполнены, часто включается механизм послепроизвольного внимания, и мы сосредотачиваемся на работе уже по инерции, без постоянных волевых усилий. Если не отвлекаться, то поток нас подхватит, и нам будет сложно остановиться.
Большую задачу можно разделить на этапы или на небольшие временные отрезки. Затем мы ставим таймер на определенное время (например, на полчаса) и полностью окунаемся в работу. Все это время мы не едим, не пьем, не проверяем соцсети и почту, не слушаем музыку, не отвечаем на звонки. А потом 5 минут отдыхаем.
Как только мы пройдем через три таких промежутка (90 минут — это наша стандартная вузовская «пара»), можно сделать перерыв побольше. Казалось бы, всего полчаса — но если мы максимально сконцентрируемся, то за это время успеем очень много.
Правда, как показывает практика, не у всех получается сразу выдержать даже полчаса. Поэтому стоит начинать с пятнадцати минут, затем увеличить время до 25–30, максимум до 45 минут. Потом можно наградить себя за труды: выпить чашечку кофе, погулять, заглянуть в фейсбук (запрещенная в России экстремистская организация), поговорить по телефону.
Нам тоже обязательно повезет, если мы будем надеяться не на случай, а на самих себя
А что делать, если нет нужного настроя? Предположим, мы решили написать книгу. Но позавчера не было вдохновения, вчера мы плохо спали, а сегодня, как назло, в голове ни одной новой идеи. Вдруг и завтра будет то же самое? На этот случай у меня есть любимое выражение: «Если надо что-то написать — садись и пиши».
Один из знаменитых писателей говорил так: «Я работаю с десяти до двух, каждый день. Независимо от самочувствия, от состояния». «А как же вдохновение?» — спрашивали его. «Оно уже знает, что я работаю, и приходит».
Главное — ни на что не отвлекаться. И мы увидим, что за полтора часа можно сделать больше, чем иной раз за целый день. Потом это время можно увеличивать, складывая его в свою «копилку десяти тысяч часов».
Умение сосредотачиваться, погружаться приходит с опытом. Когда мы привыкнем к постоянным погружениям, мы сможем находиться в таком «активированном» состоянии и час, и полтора даже не в самых удобных условиях.
Есть хороший способ не отвлекаться, не реагировать на всевозможные «искушения» и провокации: надо мысленно окружить себя прозрачным куполом и таким образом изолироваться от внешних раздражителей.
Конечно, успех никогда и никому не гарантирован, и те, кого считают баловнями судьбы, на самом деле настоящие труженики. Они верят в себя и в свое дело, не отчаиваются в случае неудач и буквально культивируют в себе оптимизм. И нам тоже обязательно повезет, если мы будем надеяться не на случай, а на самих себя: недаром говорят — «везет тем, кто везет»!
Об авторе
Марина Мелия — профессор психологии, коуч. Подробнее читайте на ее странице.