7 советов психолога, чтобы включить творческое воображение
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

1. От общего к частному

Представьте, что вы — архитектор, и вам необходимо придумать принципиально новую концепцию здания, которое при этом впишется в архитектурный облик города, района, улицы. Сначала придумайте силуэт, общий образ, далее детали, нюансы. Нетрудно догадаться, что обратный метод (от частного к общему) тоже работает.

2. Множественная генерация

Допустим, вам нужно придумать несколько нестандартных способов популяризации употребления овощей среди детей и подростков школьного возраста. Используйте для этого мозговой штурм: придумайте не менее 30–40 абсолютно разных решений задачи, в процессе генерации воздержитесь от критики и отбора идей, просто предлагайте всё новые и новые способы (это хорошо работает в группе придумывающих).

3. Синергия

Попробуйте соединить несоединимое и посмотрите, что получится. Вы — композитор, создающий принципиально новые виды звучания. Что будет, если объединить токарный станок, кричащую выпь и симфонический оркестр? Создайте новый коктейль, объединив вкус моря, костра и снега!

4. Ассоциация, перенос из другого контекста

Здесь мы пробуем использовать решения, схемы или интеллектуальные модели из других контекстов. На этом принципе строится, например, бионика — наука о применении в технике и промышленных решениях форм из живой природы.

Машины, похожие на жуков, вспомните сразу несколько

Итак, вам нужно придумать, как вспахать и засеять целинные земли, ранее не обрабатываемые. Как бы это сделали, ну, например, Александр Македонский, гигантские черви, Леонардо Да Винчи или маленькие роботы-трансформеры?

5. «Вертолетное видение», хеликоптер-вью

Метод, при котором мы видим большое поле, частью которого является решаемая нами проблема или задача. Что на нее влияет? Частью чего большего она является?

Частью чего большего являются шариковые ручки? Где они лежат, как их транспортируют, что с ними происходит после использования, как они были изобретены, что может прийти им на смену? Вариацией этого метода является выход в «метапозицию»: как я увижу ситуацию, если стану более далеким и отстраненным наблюдателем?

6. Качественное формулирование проблем и задач

Чаще всего трудно придумать новое, когда задача неконкретно сформулирована. Если трудно сформулировать задачу, для начала давайте сформулируем проблему. Это тоже важно делать правильно, например, используя схему «причина–проблема–эффект». Из-за … (причины) происходит … (проблема), что ведет к … (эффект).

Например, вы фермер, и в ваш курятник повадилась наведываться лиса

Как бы вы сформулировали проблему? А как бы звучала задача на основе проблемы? Сделать что-то можно чаще всего с причиной или следствием, но именно наличие двух хорошо сформулированных связок («причина–проблема» и «проблема–эффект») позволяет найти наиболее верное решение.

Этот же подход поможет справиться с творческим кризисом: задайте себе вопрос: «Какую задачу я решаю и как я смогу понять, что она решена?» При наличии рационального ответа на этот вопрос творческая мысль может сдвинуться с мертвой точки.

7. Смена локации

Если помните, Диоген жил в бочке, а Архимед открыл свой закон, погрузившись в наполненную ванну. В ряде случаев стоит сменить место, в котором вы размышляете над задачей. Попробуйте пройтись или, наоборот, лечь (а хоть бы и в ванну). Не придумаете решения, так хотя бы разомнетесь, отдохнете или будете чистым!

Алла Протас

Психолог, социолог, генеральный директор консалтинговой компании «Бизнес-Инсайт», консультант по управлению и организационному развитию