Многие из нас действительно не справляются с обилием информации, и это связано прежде всего с тем, что современная жизнь не способствует естественной непроизвольной концентрации внимания. Чтобы как-то облегчить себе запоминание, мы используем вспомогательные средства: электронные органайзеры, мобильные телефоны, ежедневники, стикеры — мы записываем все!
Однако с того момента, когда технологии начинают заменять память, мы больше не «включаем» ее сознательно, лишаем ежедневного тренинга. Так мы, с одной стороны, облегчаем себе жизнь, но с другой — обедняем свои возможности. И все же ситуацию можно исправить, ведь мозг — гибкий, пластичный орган. Однако для того, чтобы научиться продуктивному сотрудничеству со своей памятью, необходимо знать некоторые ее особенности.
Что такое память
Память — это психическая функция, которая отвечает за накопление и структурирование опыта. С ее помощью мы запечатлеваем, сохраняем и воспроизводим следы прошлого опыта — это основа процесса познания. Индивидуальный опыт, который накапливается в памяти, помогает ориентироваться в окружающем мире, в отношениях с людьми и правилах поведения в обществе. Благодаря памяти нам не приходится ежедневно осваивать заново то, что уже было в нашей жизни, — мы можем прогнозировать различные ситуации и даже обращаться в будущее.
«Мы — это наша память, — говорит психолог Наталья Корсакова. — Она делает нас самими собой, обеспечивает ощущение непрерывности бытия от рождения до смерти. Люди так тяжело переживают состояния, когда по тем или иным причинам что-то выпадает из памяти, потому что рвется непрерывность, целостность восприятия мира и себя самого».
Несколько видов нашей памяти
Нейрофизиология выделяет несколько видов памяти, каждый из которых важен в нашей повседневной жизни.
- Лексическая: она содержит имена или слова, но не их значения.
- Семантическая: передает смысловое значение слов. Бывает, слово «вертится в голове», но мы не можем его вспомнить. Это результат сбоя в доступе к информации: семантическая память не может найти то, что ей нужно, в лексической памяти.
- Эмоциональная: сохраняет эмоции, чувственные переживания.
- Соматическая: хранит телесные ощущения и позволяет всю жизнь помнить, что огонь обжигает, лед холодный.
- Процедурная: дает возможность запоминать, как печатать на пишущей машинке или кататься на велосипеде.
Но это не единственная классификация. Выделяют также другие виды памяти: двигательную, образную, музыкальную, зрительную, слуховую, память на лица, текст и т. п.
Как хранятся воспоминания
Нет единого центра, который регистрирует, сортирует, хранит и выдает сведения, которые мы получаем из внешнего мира. Нервные клетки головного мозга, нейроны, начиная с нашего рождения формируют огромное количество связей, фиксирующих самую разную информацию.
У памяти нет четкой локализации в мозге — за нее отвечают зоны, которые связаны с другими психическими функциями: восприятием, речью, эмоциями, мышлением. «Трудно определить, где отображаются, физически хранятся воспоминания. Возможно, из-за многообразия типов памяти, которые подключаются к процессу запоминания даже в самых простых ситуациях», — поясняет американский психолог Филип Зимбардо в книге «Психология и жизнь».
Три этапа процесса запоминания
Сенсорная память, ее также называют «ультракороткой». Вся воспринимаемая информация передается в мозг посредством пяти органов чувств, и ее след сохраняется в течение нескольких секунд. Так, услышав звук, мы продолжаем слышать его примерно четыре секунды. За это время становится понятно, насколько важна для нас эта информация: в результате она либо попадает на кратковременное или долгосрочное хранение, либо стирается и забывается.
Краткосрочная память, или кратковременная, оперативная. Это «осознанная» в данный момент информация о прошлом опыте, которая «всплывает» из сенсорной или долговременной памяти. На мгновение (не дольше 30 секунд) мы начинаем видеть, слышать («стоит перед глазами», «звучит в ушах») то, что уже непосредственно не происходит. Если информация заслуживает внимания, она обрабатывается и передается на долговременное хранение. Если нет — стирается, и ее место тут же занимает другая.
Долгосрочная память: она длится много часов, дней или лет и связана с обучением и лично пережитым опытом. Ее емкость и длительность зависят от того, насколько важна для нас запоминаемая информация.
Забывание
Забывание — это функция психики, которая так же важна, как и запоминание: мы не могли бы усвоить новые впечатления, знания, если бы не забывали старые. Новая информация отодвигает из поля нашего внимания и отправляет в систему хранения то, что ей предшествовало.
«Однако нужно учесть, что процесс хранения — это процесс активный, — говорит Филип Зимбардо. — Новые сведения, взаимодействуя со всем объемом памяти, меняют установки и мотивы и тем самым перестраивают все последующее поведение человека».
«В системе хранения след памяти создает ассоциативные связи с другими следами по смежности, по сходству, по звучанию, — объясняет Наталья Корсакова. — Часто нам трудно бывает что-то вспомнить не потому, что мы забыли, а потому что не можем извлечь из «системы хранения»: след памяти под влиянием этих факторов трансформировался, и мы не можем его узнать».
Именно поэтому нельзя запомнить, выучить что-то — например, иностранный язык — во сне: слова будут лежать в «хранилище», но обратиться к ним осознанно, целенаправленно мы не сможем. Для запоминания нужен определенный уровень сознательной активности.
«Поскольку забывание так же естественно, как и запоминание, бороться с ним не следует, — считает Наталья Корсакова. — Вообще в памяти нет ничего лишнего, поэтому бессмысленно тренировать ее без какой-либо цели — это пустая трата сил. Многое мы не запоминаем или забываем просто потому, что нам это не так уж нужно. Поэтому очень важно понять, что мы не можем запомнить, а что не хотим».
Для тренировки
Попробуйте тренировать память так, чтобы это было полезно и забавно. Используйте визуализацию — универсальный принцип приобретения новых знаний: эффективнее «рассказать» стихотворение мимикой и жестами, чем просто повторять его. Повторение не влияет на непроизвольное запоминание.
Запоминать с толком
У каждого человека свои индивидуальные различия, которые проявляются в разном темпе, точности и прочности запоминания. Они связаны с особенностями нервных процессов, степенью их уравновешенности и подвижности. Однако, если нам необходимо что-то выучить, освоить новые знания, каждому нужно организовать этот процесс так, чтобы след памяти был более устойчивым.
Например, чтобы лучше запомнить иностранные слова, нужно их не только прочитать, но и записать, прослушать, произнести вслух, соотнести с визуальным образом. Чем большим количеством маркеров оснащен след памяти, тем больше вероятность, что мы его сможем восстановить, активизировать.
Или, чтобы запомнить имя человека, с которым мы только что познакомились, недостаточно просто посмотреть ему в лицо. Необходимо сконцентрироваться на произношении имени, попросив повторить его еще раз. По крайней мере три раза мысленно нужно повторить имя и соотнести с внешностью нового знакомого. Это составит те двадцать секунд, которые необходимы мозгу, чтобы активизировались нейронные связи и информация перешла из оперативной в долговременную память.
Обучение во время отдыха
Не нужно корить себя за то, что на работе мы пытаемся выкроить минутку-другую и расслабиться, — такие передышки только помогают нам.
К такому выводу пришли ученые Массачусетского технологического института (США). Исследователи наблюдали за поведением крыс — эти животные по разнообразию моделей поведения, способности к научению и адаптации очень близки к человеку. Ученые отметили, что после преодоления незнакомого лабиринта эти животные берут похожий тайм-аут. В этот момент они «анализируют» свой путь по только что пройденному маршруту.
Специальные датчики «наблюдали» за отдельными клетками. Выяснилось, что нейроны, наиболее активные во время движения по лабиринту, расположены в области формирования кратковременной памяти. Пока эти клетки еще и еще раз «проигрывали» воспоминания о пройденном пути (причем в 10 раз быстрее, чем во время самого пути), другие клетки мозга получали возможность впитать полученную информацию и поместить ее в долговременную память.
Результаты эксперимента показывают: мы обучаемся не только тогда, когда что-то делаем. Передышка сразу после завершения очередного задания очень важна — она помогает закрепить усвоенное знание.
Об этом
- Стивен Роуз. «Устройство памяти. От молекул к сознанию». Мир, 1998.
- «Психология Памяти». Под редакцией Ю. Гиппенрейтер, И В. Романова. Черо, 1998.
- Роланд Гейссельхарт, Кристиане Буркарт. «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания». Омега-Л, 2006.