Как сказка помогает справиться с комплексами и изменить жизнь

Фрагмент картины Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Фото

Википедия

Уникальность, да и отличие сказки от других жанров в том, что она вымышленная. Былина, эпос, миф основаны на приукрашенных реальных событиях, а вот сказка настаивает на том, что ее героев, мест действия, вроде тридевятого царства, никогда не существовало. И в этом — ее сила.

Сказка дает возможность слушателю и читателю спроецировать на себя образ любимого персонажа, оказаться в мире, где случаются чудеса, прожить эмоциональное состояние и поменять что-то в своей жизни.

Сказка или быль?

Если былина — это древний музыкальный номер, который исполнял певец-боян, то сказка — жанр разговорный. Важное качество хорошего рассказчика — использование большого количества выразительных средств, которые помогают слушателям с головой окунуться в сказочный мир, поверить в чудо и силу волшебства, которые помогают в трудную минуту.

Сказка и былина отличаются и по психологическому воздействию на слушателя. Торжественный рассказ про славные страницы истории и предков в форме былины вызывает гордость за свой народ, страну и дает веру в собственные силы. «А сказка — это способ отработать эмоции, решить личные внутренние проблемы, справиться со страхом, увидеть, как развивается личность, проходя через разные испытания: боль, предательство, утраты», — объясняет педагог-психолог МГПУ Юлия Челышева.

Сказочная коммуникация

Сказка в каждом возрасте решает свои задачи. Для ребенка слушать о приключениях героев с многочисленными подробностями, повторами, приговорами, эпитетами — прекрасный тренажер речи. Юный слушатель учится говорить образно.

Сказки могут быть простыми и понятными малышам, такие, как «Репка» или «Колобок», и более сложными, с затейливым сюжетом, как «Финист — ясный сокол» или «Сказка о царе Салтане». Но каждая несет помогает социализации. Человек со своим психологическим, социальным опытом, слушая сказку, ставит себя на место персонажей, понимает, с какими проблемами он может столкнуться, общаясь с разными людьми, и какие есть пути решения.

«Прослушивание сказки в то время, когда психотерапевтов еще не было, можно сравнить с сеансом психоанализа: когда человек не знал, как ему поступить, то другой, более мудрый, например, старший в семье или в общине, рассказывал сказку, мол было такое событие, послушай, подумай, может, найдешь решение…» — делится эксперт по сказкам.

По дорогам сказкотерапии

Родоначальником современной сказкотерапии считается Лев Выготский. Он занимался историей сказки и ее влиянием на развитие человека. На труды Выготского опирались знаменитые психоаналитики, такие как Эрих Фромм и Карл Густав Юнг.

По мнению Льва Выготского, сказка позволяет ребенку почувствовать жизнь и раскрыть творческие способности, дает возможность прожить ситуации, о которых ребенок не может рассказать, или осознать свои проблемы.

Сказкотерапия имеет много направлений, но начинается с того, что психолог на сеансе спрашивает взрослого или ребенка о его самой любимой сказке

Одно название будет показателем того, о чем человек мечтает, что его беспокоит. Обсуждаются любимые герои и те, кто вызывает страх или чувство неприязни.

«Каждый ответ отражает внутренний мир человека, его психологический настрой, страхи, нерешенные проблемы, — рассказывает Юлия Челышева. — Или, наоборот, являются показателем завышенной самооценки и потребностей.

Например, у моей пациентки любимой героиней оказалась принцесса, и она так же ждала, когда за ней приедет принц на белом коне. Мы с ней разобрали образы, и оказалось, что она ставила себя выше других, не позволяла даже усомниться в своей красоте и других качествах, не готова была терпеть критику в свой адрес, а в погоне за статусным «принцем» не заметила того, кто был рядом, кто искренне ее любил и готов был поддержать в трудную минуту».

Как сказка помогает справиться с комплексами и изменить жизнь

Фрагмент картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Фото

Википедия

Сказкотерапевт во время сеанса даже может предложить переписать финал истории — в этом и есть смысл методики. Не только работать с героями, обсуждать, осознавать качества каждого, а изменить в себе то, что не нравится. Это показывает, что человек может решить свою проблему, принимая на себя ответственность за действия и выбор пути.

Часто новый финал становится не менее интересен, чем хрестоматийный, а у сказки появляется продолжение. Этот алгоритм трансформации с детства знакомого произведения оказывает большое впечатление как на юных, так и на взрослых пациентов, заставляет по-другому взглянуть на проблему и на свою жизнь.

«Ко мне на прием приходила 15-летняя школьница, она воспитывала несколько своих братьев и сестер. Ухаживая за младшими, она, конечно, очень уставала, не успевала заниматься своей жизнью, не развивалась и плохо училась. Ее любимой сказкой оказалась «Гуси-лебеди», а героем — девочка, которая, спасая брата, преодолевает испытания и из равнодушной становится сильной, целеустремленной и любящей.

Девочка так описывала сказку, что стал очевиден ее главный страх: она переживает за детей, ведь она несет за них ответственность. Но она должна ими заниматься. Нам удалось проработать страх, переписав начало сказки. В новой версии сестра дружила с братом, и когда пришли гуси (проблемы и страхи), она их прогнала», — поделилась эксперт.

Единство сюжетов и Иван-дурак в главной роли

Еще знаменитый фольклорист и исследователь Владимир Пропп отмечал, что в сказках разных народов мира можно проследить схожие сюжетные линии и характеры персонажей. Действительно, оригинальных сюжетов не так уж и много, они повторяются и варьируются с учетом народных культурных традиций: борьба добра со злом, потеря, обретение, любовь.

Классический пример — «Аленький цветочек», он же «Красавица и чудовище». Основная мысль истории, которая из народной сказки выросла в авторскую, в том, что есть добро, которое побеждает, а на внешность не стоит обращать внимание, важно, что у человека внутри.

Каждый рассказчик делает упор на определенную сюжетную линию, согласно своему пониманию, словарному запасу, культуре

Та же история и с героями. В европейских сказках можно встретить безымянного Простака — персонаж во многом карикатурный, несуразный, но играющий важную роль в повествовании.

Наиболее многогранным Простак представлен в русском фольклоре и в авторских сказках. У него появляется имя — Иван-дурак, и удивительная многослойность личности, а также несколько ролей. С одной стороны, он порой вызывает жалость: лежит на печи, ничего не делает. А пожалеть, обратить внимание, приласкать такого никчемного человека — потребность православного общества, которое во все времена было неравнодушно к юродивым и слабым.

Вторая его функция — вызывать смех. Все, что он делает, получается смешно: запустил стрелу в болото, поцеловал лягушку, прокатился на печке, поговорил с рыбой, на Коньке-горбунке летал по небу. Анекдот, да и только. Посмеялись, разрядили обстановку, стало легче воспринимать действительность.

Как сказка помогает справиться с комплексами и изменить жизнь

Фрагмент картины Виктора Васнецова «Ковер-самолет»

Фото

Википедия

Но Иван-дурак не так прост, как кажется. У этого персонажа есть еще один подтекст. Обычно это выходец из угнетенного класса, а угнетаемые во все времена мечтают наказать тех, кто их угнетает. И Иван-дурак показывает, что это возможно. «Сказка — ложь, да в ней намек», как говорится.

А самое, пожалуй, неожиданное в Иване то, что он настоящий волшебник. Ведь этот герой верит в чудеса и совершает их. Его действия не поддаются разумному объяснению. К любому явлению или ситуации он подходит творчески.

Современные психологи могли бы назвать этого персонажа самопрограммирующейся системой. Что значит, печка не может поехать, а щука заговорить? Простак даже мысли такой не допускает. Ему велели поймать жар-птицу — он идет и ловит, не задаваясь вопросом, почему это невозможно. Иван уверен, что он все сможет, ломает шаблоны, решает проблему. И у него все получается.

«Иван-дурак — это прообраз ребенка. Хулиганистого, дерзкого, который точно знает, чего делать нельзя, и обязательно это делает: лизнет качели на морозе и прилипнет к ним, кинет снежком в стекло и разобьет, проедется на подножке трамвая и упадет.

Любого родителя раздражает, когда ребенок хулиганит или делает то, что ему не разрешают. Но от этого он не становится менее любимым. Наоборот, в глубине души, мама и папа восхищаются тем, как ему пришло в голову такое придумать. Этот прообраз детства, несмотря на свою неоднозначность, привлекает и взрослых, и маленьких», — считает Юлия Челышева.

Этот жестокий сказочный мир

Многие сказки поражают странными и страшными для сегодняшнего читателя подробностями — как можно отвести маленьких детей в лес и оставить их там? Неужели Баба Яга съела бы Ивана-царевича и на косточках его покаталась? Зачем маленькому ребенку слушать про эти жестокости?

Дело в том, что сказка — это отражение мира, в котором они были придуманы. Во времена Средневековья подобные ужасы воспринимались как норма. Считалось, что чем больше человек будет страдать в жизни, тем сильнее ему воздастся в загробной.

А еще жестокие сказки несли воспитательную функцию

С помощью придуманной истории взрослый мог показать ребенку, что в мире есть пытки, физические увечья, наказания. И узнав об этом из сказки, маленький человек входит в большую жизнь подготовленным.

1/10

Картина Виктора Васнецова «Кощей Бессмертный»

Фото:

Википедия

Сегодня позиция жестокости не поддерживается обществом. И сказка адаптируется, чтобы стать более понятной современному ребенку. Кроме сцен насилия, из текстов уходят слова, которые он не знает, действия, которые никогда не совершит.

Но адаптация не делает сказку хуже. Ведь главное, в ней остается волшебство, возможность примерить его на себя, проработать свои проблемы и комплексы. Или просто насладиться историей с хорошим концом.


Юлия Челышева

Доцент Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук