Маленькому ребенку родители передают набор «посланий», на основе которых он делает выводы о самом себе, о других людях и о мире вокруг него. Как правило, такие установки выражаются в форме запретов, которые могут быть как конструктивными, так и деструктивными.
Конструктивные способствуют сохранению жизни и здоровья ребенка, помогают адаптироваться в обществе, формируют моральные принципы. Они необходимы потому, что:
- помогают найти цель в жизни;
- дают возможность организовать свое время;
- помогают осваивать навыки и перенимать опыт.
Деструктивные запреты вступают в противоречия с желаниями и естественными потребностями ребенка, негативно влияют на его развитие, могут вызывать суицидальные мысли, формируют дезадаптивное поведение.
В одних семьях родители из-за опасений повторяют ребенку с раннего детства: «У тебя к этому нет способностей, ты не справишься!», в других — наказывают за плохое поведение невниманием и игнорированием.
Таким образом формируется базовая жизненная позиция детей по отношению к себе (кто я? какой я?) и к окружающему миру (какие те, кто меня окружает?). Неудивительно, если ребенок, воспитанный в режиме жестких, деструктивных запретов, встанет на путь разрушителя собственной жизни.
В психологии определены несколько деструктивных родительских запретов.
«Не чувствуй!»
Такая родительская установка запрещает ребенку выражать чувства, эмоции, желания. Например, ребенок говорит: «Суп невкусный». Мама отвечает: «Не придумывай, он вкусный». Ребенок жалуется: «Мне жарко», а мама говорит: «Нет, не жарко!» В результате получается, что человек к зрелому возрасту так и не умеет доверять своим чувствам.
Ребенку обязательно нужно позволять выражать эмоции, высказывать свое мнение. В противном случае у него возникнет гнев или другие сильные эмоции, которые все равно «прорвутся» и будут направлены вовнутрь, на самого себя. Проявится это как минимум в виде психосоматических заболеваний и психологических проблем.
«Не будь здоров!»
Если ребенок здоров, но лишен родительского внимания, в котором он так нуждается, он быстро понимает, что получает заботу, только когда болен. И в связи с этим действительно начинает болеть чаще.
«Не живи!»
Когда мама говорит ребенку: «Глаза бы мои тебя не видели!», «Убила бы тебя!», «Как ты мне надоел!», он чувствует свою ненужность, потерянность. На подсознательном уровне ребенок для себя решает: «Маме будет лучше, если меня не будет».
Во взрослом возрасте у человека это предписание проявляется в виде опасных для жизни увлечений. Такие люди часто склонны к самоубийствам, к наркомании. А некоторые из них всеми силами пытаются оправдать свое существование и становятся полезными для других, забывая о собственной жизни.
«Не будь собой!»
Когда маленькому ребенку говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «С таким с тобой никто не будет дружить!» или просто сравнивают его с остальными детьми, он начинает считать, что он хуже других.
Потом такой человек может выбирать поведение, не свойственное своему полу, иметь склонность к модификациям своего тела. Часто у него возникает чувство, что он проживает не свою жизнь.
«Не будь ребенком!»
«Ты же взрослая девочка, а играешь в куклы!», «Ты же уже большой, помоги мне!», «Ты же старше, не плачь, а помоги младшему!». Этими посланиями родители заставляют ребенка взрослеть раньше, чем это возможно, брать на себя груз ответственности, в котором нет необходимости.
Во взрослом возрасте такие люди всегда в трудах, они не позволяют себе просто беззаботно отдохнуть. Эмоциональная среда у них, как правило, обеднена.
«Не взрослей!»
Такими фразами («Да куда же ты без мамы?», «Только родители о тебе и позаботятся!») родители взращивают в ребенке инфантилизм. Этими посланиями они как будто «привязывают» его к себе.
В будущем такой человек будет склонен к зависимым отношениям, ему будет трудно принимать решения и нести ответственность. Кроме того, скорее всего у него возникнут трудности в построении карьеры, а также появится избегание собственной сексуальности.
«Не ошибись!»
«Не бегай! Не прыгай!», «Давай я сделаю, а то ты поранишься!», «Лучше сиди дома, на улице опасно». Такие запреты часто не соразмерны потенциальной опасности и лишь обслуживают страхи мамы, а у ребенка появляется гиперосторожность в обычных жизненных ситуациях.
«Не сближайся!»
Фразами «Не доверяй никому!», «Что это за нежности?», «Все мужчины предатели, не верь им!» ребенка лишают эмоциональной близости. Взрослея, он становится крайне подозрительным. Как правило, у него нелегко складываются отношения с противоположным полом.
Родители тревожатся за ребенка, и это нормально. Но когда они подходят к воспитанию гиперответственно, их тревога часто выходит за рамки разумного.
Как избежать деструктивных запретов?
Это возможно, если в воспитании детей любовь, поддержка и похвала — в приоритете. Хороших слов много не бывает, не скупитесь на них!
Обнимайте своего ребенка, чтобы у него не возникало чувство «эмоционального голода», отверженности и потерянности. И, конечно же, в воспитании нельзя применять запрещающие фразы, а разумные запреты стоит выражать в доброжелательной форме.
Об авторе:
Лидия Жерелина — психолог, коуч личностного роста. Ее