Привычная картина пошатнулась, многие из нас потеряли точки опоры. Что будет завтра? Кто знает! «Я работаю в два раза больше, а зарабатываю в два раза меньше, — жалуется 34-летняя Надежда, риэлтор, — потому что многие покинувшие страну решили сдать свое жилье, цены упали, а муж остался без работы, и непохоже, чтоб стало легче».
Мы тревожимся не только за себя, но и за близких. «У меня единственный сын, он „ограниченно годен“, его не призвали осенью, но боюсь, что весной могут забрать», — горюет 44-летняя Варвара.
Страх иногда вырастает до гигантских размеров, лишая нас способности ясно мыслить и что-либо делать. В такие периоды нам кажется, что все дело — в угрозе, под которую поставлено наше будущее. Однако это не совсем так.
Отголоски прошлого
Наверное, нет такого ребенка, который не боялся бы чего-нибудь: темноты, пауков, остаться без мамы. «Все мы маленькими задавали вопрос „Мама, ты умрешь?“, — напоминает психолог Александр Рязанцев, — и родители, с удивлением или с раздражением, отвечали нам, что прямо сейчас они не собираются умирать, и это нас успокаивало на время. Но в семье случаются потери, и тогда страх становится сильнее. С возрастом он никуда не девается, просто уходит внутрь. А в ситуациях неопределенности он поднимается снова и влияет на наше восприятие».
Некоторые потери происходят в силу естественного хода событий: бабушка с дедушкой стареют, и мы успеваем до известной степени привыкнуть к мысли о том, что их не станет
Но случаются и болезни, и несчастные случаи. «Внезапность провоцирует, усиливает в нас иррациональные страхи, — продолжает психолог. — И тогда мы впадаем в панику или в ступор, в апатию, или начинаем рисовать в воображении угрожающие картины, при том что все эти события вовсе не обязательно случатся.
Мы перестаем видеть вероятность благополучного исхода, поскольку всем своим существом обращаемся в ту ситуацию, которая случилась в прошлом и не завершилась, ведь мы ничего не могли предпринять тогда, чтобы обезопасить себя на будущее. И поскольку она там не завершилась, те давние переживания резонируют с нынешними и усиливают их».
Защитить себя от опасности мы сможем, только вернувшись в настоящее и приняв ситуацию как она есть, не отрицая, но и не усложняя ее. Тогда мы увидим те возможности, которые в ней существуют.
Успеть любить
Мы боимся потерять разное: благополучие, сбережения, здоровье, жизнь, честь и достоинство или кого-то родного. И последнее — один из самых сильных страхов.
«Вижу, как папа, которому 93 года, с каждым днем сдает все сильнее, — рассказывает 66-летняя Евгения. — Умом понимаю, что папа не вечен, но душа протестует, я хочу, чтоб он снова был сильным и здоровым! Трудно смириться с тем, что он, может быть, очень скоро уйдет».
То мучительное переживание, которое посещает нас при мысли о возможной потере, «связано со страхом, что мы не успели что-то сделать для них или вместе с ними, — объясняет Александр Рязанцев, — или что они не смогут сделать чего-то важного для нас».
Осознавая этот вероятный дефицит, мы можем постараться — насколько это в наших силах — восполнять его в настоящем
Попросить прощения или простить, расспросить о чем-то, посмотреть фильм или сходить на прогулку — мысль о том, что мы не всегда будем рядом, способна стать мощным стимулом для того, чтобы сделать наши отношения лучше прямо сейчас, поскольку это единственный период, когда мы можем что-то предпринимать.
Что нам подвластно
Будущее меняется на наших глазах, и как мы будем в нем жить, зависит от того, что мы делаем сегодня. Иногда хватает одной этой мысли, чтобы ощутить тревожный холодок.
«Старые профессии отмирают, появляются новые, многие боятся, что не будут востребованы, — замечает психолог, — и хорошо, если этот страх не тормозит, а наоборот, подталкивает начать обучение новый профессии. А кто-то уже освоил, но боится, что не сможет реализовать свои навыки.
Вопрос, который стоит перед всеми: жить страхом, что ничего не получится, или пробовать и ошибаться, и снова пробовать и ошибаться, пока что-нибудь не получится
И это — одно из самых важных волевых проявлений, которое мы можем использовать, чтобы преодолеть страх потери: продолжать действовать, не останавливаться.
Человек, который думает, что будущее ему неподвластно, застревает в бездействии, но дальше будет все страшнее встать и пойти. Одна из самых заметных проблем в обществе на сегодня — это отказ от действия. Но важно продолжать движение, развиваться, переучиваться и расти, в общем, действовать». Не зря говорится: большой путь начинается с первого шага.
От апатии к действию
Все начинается с того, что мы протестуем против реальности. Затем мы постепенно приходим к согласию с ней и готовности действовать с учетом обстоятельств. Психолог Александр Рязанцев перечисляет этапы, которые мы проходим в этой работе над собой.
1. Несогласие
Я не хочу соглашаться с тем, что происходит вокруг и со мной, мне не нравится эта реальность! В нарисованную мной раньше картину будущего без моей воли вносятся элементы, которые мне не нравятся, будущее в моем воображении становится страшным. Я фантазирую на тему моих страхов, иногда доводя себя до панического состояния.
2. Восстановление связи с реальностью
Я отдаю себе отчет в том, в какой реальности нахожусь: что я делаю, сколько мне лет, чем я занимаюсь, кто рядом со мной. Осознавая настоящее, я успокаиваюсь. Я включаюсь в текущие процессы.
3. Оценка возможностей
Я осознаю происходящее и отделяю события прошлого и будущего от событий в настоящем. Я выясняю, что зависит от меня и какие действия я могу предпринять прямо сейчас, и что от меня не зависит, на что я в настоящий момент повлиять не в силах.
4. Внимание к чувствам
Я осознаю свои чувства вины, ответственности, которые заставляют меня реагировать на события, которые происходят со мной, рядом или увлекают меня.
5. Присвоение злости
Я спрашиваю себя, зачем я себя запугиваю, рисуя страшные картинки того, что не случилось и, вполне вероятно, никогда не случится. За что злюсь на себя? За что я наказываю себя? Я присваиваю свою злость, и она дает мне силы.
6. Принятие ответственности
Я думаю о том, что лично я могу сделать, чтобы разрешить или улучшить ситуацию.
7. Создание образа будущего
Я рисую себе картину будущего: чего я хочу? Что будет полезным для меня и для других?
8. Поиск ресурсов
Я выясняю, что поможет мне выполнить стоящие передо мной задачи. Если у меня совсем нет сил, если все ресурсы истощены, я обращаюсь за помощью.
9. Переход к действию
От размышлений о том, что я потеряю, я перехожу к решению текущих проблем, которые есть в реальной жизни.
Психолог, доктор философии в области психологии (Оксфорд), профессор психологии Международного университета фундаментального обучения, супервизор, автор книги «Принять и пережить потерю, горе, утрату»
Личный сайт