Если в интернете в строке поиска набрать фразу «изменить жизнь», мы получим тысячи самых разных ответов и советов. Но зачем нам вообще нужно что-то менять? Чем нас не устраивает то, что мы имеем? Эти вопросы, которые кажутся на первый взгляд простыми, затрагивают самую суть нашего бытия и мироощущения.
Требуем перемен
По определению экзистенциальных психологов, мы все заброшены в этот мир «как возможность самих себя», как проект, который должен осуществиться в предложенных нам судьбой обстоятельствах.
Мы не выбираем обстоятельства, в которых рождаемся и растем: место и время, социальную и историческую ситуацию, психологическую обстановку в семье, родные язык и культуру, — но по мере нашего становления, по мере развития наших потребностей наше взаимодействие с внешними формами мироустройства становится все более сложным и избирательным.
Вся наша жизнь разворачивается в поле взаимодействия нашего внутреннего мира с внешним, и то напряжение, которое возникает при этом, и толкает нас к изменениям.
Меняем форму
У многих из нас есть благодатные этапы жизни, когда мы оказываемся в неких структурах, способствующих развитию. Например, хорошая школа для ребенка дает ему возможность повзрослеть, поумнеть, получить новый опыт общения.
Любая готовая форма — это своего рода экзоскелет, который «схватывает», подтягивает и укрепляет извне наши внутренние потенции. Но со временем экзоскелет оказывается мал, тесен, неудобен, какие-то части нашего «Я» не вписываются в эту форму, начинают деформироваться, и тогда нужно что-то менять вовне, чтобы развитие продолжалось.
Ребенок вырастает, и ему больше не интересно в школе. Так же и мы вырастаем из старых форм своей жизни. Прежнее занятие, место жительства, отношения, социальная роль или привычный имидж... Если они начинают мешать, ограничивать нас, мы испытываем растущее напряжение, которое проявляется в тревоге, депрессии или соматических заболеваниях.
Мы начинаем подбирать себе новую модель своей жизни, выбирать то, что нас вдохновляет
В основе этих явлений, по выражению одного из экзистенциальных психологов Медарда Босса, может быть переживание экзистенциальной вины — страдание от нереализованности индивидуальных смыслов, от непроживания своей жизни как уникальной.
«Чем более пустым, упрощенным и ограниченным является тот миропроект, с которым связано наше существование, тем скорее возникнет тревога и тем интенсивнее она окажется», — писал один из создателей экзистенциального анализа Людвиг Бинсвангер.
Такое субъективное сужение жизненного горизонта — повод остановиться, задуматься: где я, чем я занят, что со мной? И соотнести свои истинные потребности с тем, что предлагает жизнь.
Если у нас есть мужество осознать и прожить эти кризисы, мы получаем возможность выйти на другой уровень своего бытия, расширить горизонт нашего миропроекта. И тогда мы начинаем подбирать себе новую модель своей жизни, присматриваться к тому, как можно по-разному жить, выбирать то, что нас вдохновляет.
Выбираем свое
Как узнать, где мое, где не мое? Там, где «горячо», где страсть, возбуждение, интерес, тревога в связи с преодолением, — там будущее, там жизнь. На другом полюсе — холодно, мертво, скучно и тоскливо — там нельзя оставаться, там маленькая жизнь подошла к концу. Приходится это признать, чтобы начать примеривать к себе что-то новое.
Как понять, в какую сторону двигаться? Ловить эти флюиды вдохновения и возбуждения. Примерять новые жизненные обстоятельства и новые позиции в них. Разрешить себе мечтать и завидовать тому хорошему, что есть в мире.
Психологов часто спрашивают, как победить зависть. Прежде чем ее «побеждать», ее полезно исследовать. Например, соцсети демонстрируют большой выбор готовых моделей успешности, и там, где чьи-либо успехи, яркие проявления вызывают у нас зависть, там есть энергия нашего желания: кто-то написал книгу, и я хочу! Кто-то путешествует, и я хочу! Кто-то в зрелом возрасте пошел учиться? Может, и мне не поздно?
Это про нас, про желание, которое мы проецируем на сбывшееся у кого-то другого, это может быть нашим ориентиром для развития. Однако при выборе вектора своего развития нас подстерегает соблазн: ухватиться за чужой пример и упустить свои возможности реализации.
Но любая готовая модель — это упрощение, выхолащивание чего-то более сложного и живого
Можно менять работу, партнера, страну проживания — что угодно, и все равно чувствовать неудовлетворенность, дисгармонию, буксовать в чем-то главном.
Нередко можно услышать от успешных людей: «Я достиг высот на карьерной лестнице, есть статус, деньги, слава, а ощущение, будто не живу». В нас заложено много внешних образцов, моделей, к которым мы якобы должны стремиться.
Сами по себе они хорошие, правильные: лучше быть здоровым, чем больным, богатым, чем бедным, красивым, чем некрасивым. Но любая готовая модель — это упрощение, выхолащивание чего-то более сложного и живого.
Очень важная внутренняя задача — уловить расхождение между моим сущностным «Я» и этим условно идеальным, но предложенным извне. Несовпадение истинного «Я» с навязанным нам идеалом может привести к непониманию себя, к потере идентичности, к энергетическому истощению.
Расширяем идентичность
Мы нередко отказываем в воплощении значимым частям своего «Я». Как правило, непрожитые, непроявленные стороны нашего «Я» — те, которые не смогли подхватить, оценить и помочь нам развить наши родители. Кому-то «не разрешили» быть слабым, а кому-то — сильным, кто-то привык прятать свой прагматизм, а кто-то — свою эмоциональность.
Абсолютно у каждого человека есть свои непроявленные грани личности, которые на определенном жизненном этапе могли бы стать ресурсными, а в чем-то и просто спасительными. Разрешение себе реализовать то, что «дремало», то, что пугало своей латентностью, часто бывает мощным толчком к расширению своей личности и жизни.
Вот пример такой внутренней работы. «У меня вдруг пропали все силы, — вспоминает 43-летняя Анна, социальный работник. — Пожилая женщина, за которой я ухаживала, рассердилась на меня, сказала резкость, и это меня просто разрушило... Моим подопечным тяжело, больно, они, бывает, срываются, но я никогда так раньше не реагировала.
Я всю жизнь старалась быть хорошей, любить всех, спасать, профессию такую выбрала. Я никогда не позволяла себе жаловаться, уставать, «строить принцессу». И вот оказалось, что я не всесильная, я в чем-то тоже слабая, я тоже хочу заботы.
Сначала я стыдилась себе в этом признаться, но потом приняла это, и словно узел внутри развязался. И родные мои это смогли принять, взяли на себя больше ответственности. С той работы я ушла, пока подумаю, что мне по силам».
Проявляясь более свободно и органично, мы и сами становимся счастливее, и с миром взаимодействуем эффективнее
Вот еще пример освобождения себя от навязанной программы жизни. «Я был известен в кругу профессионалов, собирался писать докторскую. Родители, специалисты в той же области, меня подбадривали, друзья каждый Новый год желали успешной защиты, а я все тормозил, — вспоминает 52-летний Вениамин. — Я ужасно комплексовал и ненавидел себя за то, что ленюсь, что мне не хватает воли двигать науку. У меня была уже хроническая депрессия и постоянно мучали головные боли.
Однажды подвернулся случай: друг попросил позаниматься с сыном-восьмиклассником, я нехотя согласился и вдруг увлекся. Какое же счастье видеть, что парень, который ничего не знал, вдруг начинает понимать что-то и хочет понять больше.
Я взял второго ученика, ко мне пошли новые ребята. Оказалось, мое призвание — преподавание, а не наука. Мне очень важно общаться, отдавать, радоваться за других, а в науке мне живых эмоций не хватает. Я когда это про себя понял, все встало на свои места».
Проявляясь более свободно и органично, мы и сами становимся счастливее, и с миром взаимодействуем эффективнее. Подчас непросто бывает распознать, пора ли нам менять внешние обстоятельства или попробовать разобраться с собой в существующих.
Ответ всегда индивидуален и уникален, но важно помнить, что за любым поиском внешних изменений стоит потребность в проживании каких-то значимых граней своего «Я». Выбираем ли мы нового спутника жизни или страну для эмиграции, меняем ли профессию или социальную позицию, затеваем ли ремонт или революцию — на самом деле, мы выбираем свою новую идентичность или расширяем прежнюю.
И только искреннее принятие своих истинных чувств и потребностей при выборе нового формата жизни поможет нам двигаться к расширению наших горизонтов и более полному воплощению себя в мире.
Об авторе
Алла Соломатина — кандидат психологических наук, практикующий психотерапевт.