Говорят, доброе слово лечит, а злое калечит. Допустим, сегодня вы услышали 99 комплиментов и один упрек. Догадайтесь, что вы будете прокручивать в голове, пытаясь уснуть?
Беспокоиться о том, как к нам относятся, вполне естественно — особенно если речь о тех, кого мы любим и уважаем. Более того, эта склонность прочно закреплена в сознании: всего несколько веков назад изгнание считалось худшим из возможных наказаний. Наши предки нуждались в обществе прежде всего ради выживания и всеми силами старались поддерживать хорошую репутацию.
Но вернемся в наше время. Сегодня наши еда и кров не зависят от определенной группы людей, но мы по-прежнему не можем без них обойтись, поскольку нуждаемся в причастности и поддержке. Однако рискните спросить у любого гуру самопомощи, стоит ли волноваться из-за того, что думают о нас другие, и вы почти наверняка получите кучу наставлений о том, как перестать заботиться о чужом мнении.
И в этом-то и проблема: большинство советов на тему «как перестать беспокоиться» звучат настолько презрительно и высокомерно, что так и подмывает закатить глаза и воскликнуть: «Ой, все!» К тому же есть подозрение, что таких советчиков как раз волнует, что думают о них другие, иначе с чего бы они так яростно это отрицали.
Давайте искать золотую середину. Скорее всего, вы хотите слышать конструктивную критику от тех, кто для вас важен, но при этом отстраниться от сплетен, клеветы и фамильярности со стороны посторонних. Как это сделать? Рассказывает клинический психолог и специалист по тревожным расстройствам Эллен Хендриксен.
1. Определите, чье мнение для вас действительно важно
Наш мозг любит преувеличивать. Если он нашептывает, что люди вас осудят, все подумают о вас плохо или кто-то поднимет шум, спросите себя: кто конкретно? Составьте список людей, чье мнение вас волнует. Скорее всего, в нем не окажется того же коллеги или соседки. А значит, справиться с переживаниями из-за их мнения куда проще.
2. Отделяйте свои убеждения от навязанных
Если вас пугает осуждение даже в тех случаях, когда ничего подобного не предвидится, — задумайтесь, кто научил вас бояться. Быть может, в детстве вы часто слышали встревоженное «Что скажут соседи?» или «Лучше так не делать, знакомые не поймут»? Тогда стремление всем угодить могло передаться вам от старших.
Но есть и хорошая новость: от любого заученного вредного убеждения можно отучиться. Со временем и практикой вы сумеете заменить «Что скажут соседи» на «Другие так заняты собой, что им некогда думать обо мне», или «Большинству людей безразлично, что происходит у нас», или «Лишь немногих настолько интересует чужая жизнь, что они тратят свою на сплетни».
3. Учитесь не воспринимать любое мнение в штыки
Если внутренний голос настойчиво командует: «Защищайся!», подразумевая, что только так надо реагировать на любую критику, сделайте кое-что необычное: замрите и слушайте. Если мы мгновенно возводим оборонительную стену, от нее отскакивает все: как упреки и претензии, так и дельные замечания и полезные советы. Ловите каждое слово, а затем решайте, стоит ли принимать сказанное всерьез.
4. Обращайте внимание на форму
Цените тех, кто не жалеет времени, чтобы сделать конструктивные замечания в вежливой и тактичной форме. Скажем, кто-то осторожно критикует вашу работу или поступок, но не вас, или разбавляет критику похвалой, — слушайте внимательно, даже если в итоге не воспользуетесь советом.
Но если собеседник переходит на личности или отвешивает сомнительные комплименты в духе «Ну, по крайней мере, ты старался», смело игнорируйте его мнение. Если кто-то не считает нужным хотя бы слегка смягчить претензии, пусть оставит их при себе.
5. Не воспринимайте чужое мнение как экспертное
Если люди вас осуждают, это еще не значит, что они правы. Нужно помнить, что частное мнение — не истина в последней инстанции. С оппонентами необязательно соглашаться. Однако если не покидает смутное чувство, что они в чем-то правы, воспользуйтесь следующим советом.
6. Сохраняйте спокойствие, хотя бы внешнее
Даже если «пар идет из ушей», есть две причины не бросаться в контратаку. Своим корректным поведением вы достигаете двух целей. Во-первых, со стороны кажется, будто грубость и хамство вас не касаются — любого случайного свидетеля впечатлит такая выдержка. Во-вторых, это повод гордиться собой: вы не опустились до уровня обидчика.
7. Придумывайте план «Б»
Наш мозг часто зависает в режиме наихудшего сценария: «Если я опоздаю, все меня возненавидят», «Я точно все испорчу, и меня отругают». Если воображение постоянно подсовывает всевозможные катастрофы, подумайте, как поступить, если кошмар станет явью. Кому позвонить? Что делать? Как все исправить? Когда вы уверяете себя, что способны справиться с любой, даже самой сложной, ситуацией, наихудший и маловероятный сценарий становится не таким уж страшным.
8. Помните, что оппонент может стать вашим союзником
Люди непостоянны, и сегодняшний противник завтра может оказаться союзником. Вспомните, как как приходят и уходят те же модные тренды. Постоянно лишь одно — перемены. Ваше дело — держаться своих взглядов, а чужие мнения могут меняться сколько угодно. Придет день, когда вы окажетесь на коне.
9. Бросайте вызов своим убеждениям
Те, кого слишком тревожит чужое мнение, тащат на себе груз перфекционизма. Им часто кажется, что только тот, кто идеален во всех отношениях, защищен от неизбежной критики. Вот как избавиться от этого убеждения: специально допустите пару ошибок и посмотрите, что будет. Отправьте письмо с умышленной опечаткой, создайте неловкую паузу в разговоре, спросите продавца в магазине стройматериалов, где у них солнцезащитный крем. Так вы узнаете, что происходит, когда вы ошибаетесь: ничего.
Вы свой самый строгий критик. Это резонно, ведь речь идет о вашей жизни. Но каждый человек на планете тоже чрезвычайно интересуется собственной жизнью, а значит, никто не зациклен на вас. Поэтому расслабьтесь: критика случается, но относитесь к ней как к домашней распродаже: хватайте все самое редкое и ценное, а остальные как хотят.
Об авторе: Эллен Хендриксен — клинический психолог, специалист по тревожным расстройствам, автор книги «Как быть собой: успокойте внутреннего критика».