Он не оказался рядом в трудную минуту, не поддержал, когда было необходимо, не оправдал доверия и надежд… Если между нами произошло нечто подобное, тот, кого мы считали другом, становится предателем. И разочарование может быть очень болезненным. Но и друг явно рассчитывал на иные отношения.
«Дружба строится на подразумевающемся соглашении о том, что она должна приносить взаимную выгоду или удовольствие, — пишет философ Хельге Сваре. — Когда одна из сторон чувствует, что это соглашение не выполняется, она испытывает разочарование».
И все же: это мы неправильно относились к другому, считали его другом, «а он оказался вдруг…», или, может быть, другой и не собирался быть таким, каким он нам казался?
«Представление о том, что существуют настоящие друзья, которые никогда не подведут, и ложные, умело скрывающие свою истинную суть, основано на наших фантазиях, — считает философ. — А потому однобоко и инфантильно. Мы все небезупречны, а значит, можем разочаровывать других».
Поэтому, прежде чем осуждать, стоит задать несколько вопросов себе. Часто ли друг не оправдывал мои ожидания? Существуют ли обстоятельства, которые могут объяснить его поведение? Не слишком ли многого я от него жду? Уверен(а) ли я в том, что всегда безупречно веду себя по отношению к нему? Такой разговор с собой позволит осознать свою часть ответственности — ведь отношения всегда строят двое.
Важно понять, насколько легко мы можем назвать знакомого другом. Возможно, мы просто… торопимся? Для того чтобы узнать друг друга, научиться принимать положительное и отрицательное в другом, ссориться с ним и мириться с разочарованиями, не переставая при этом дружить, нужно время.
«При этом не стоит забывать, что существует несколько степеней близости», — напоминает социолог Джен Ягер. Другом может быть и тот, с кем мы иногда встречаемся, чтобы вместе выпить кофе, и тот, кого видим каждый день. С одними друзьями мы обсуждаем книги, фильмы, спектакли, а с другими — делимся самым сокровенным.
Джен Ягер почти тридцать лет исследует дружеские отношения. Она считает, что разные виды дружбы отличаются по степени близости (приятели, близкие или лучшие друзья), и предлагает свой анализ осознанных и бессознательных связей, которые определяют отношения.
Приятель
«Приятельство — характерный тип отношений для многих занятых мужчин и женщин, которые предпочитают проводить свободное время с семьей и не растрачивать силы на друзей», — поясняет Джен Ягер. Приятель — это больше, чем просто знакомый, но меньше, чем близкий друг: в таких отношениях меньше близости и доверия.
Приятеля можно назвать и «хорошим знакомым», с которым неплохо проводить время, отдыхать, заниматься спортом, ходить в кино или на выставки, обсуждать рабочие дела… С ним можно дружить в одиночку или присоединить его к компании других друзей. Как правило, приятельские отношения развиваются быстро, приятелей объединяет сходство взглядов и общие интересы.
Мы вправе ожидать
Доброжелательности, ответной помощи в несложных делах, позитивного настроя (одобрения своих решений и поступков).
Причины отдаления или разрыва
Со временем интересы все более расходятся.
Переезд или переход на другую работу, сплетни, интриги, утаивание информации, отсутствие взаимности в оказании помощи.
Близкий друг
Неравнодушный, искренний, надежный, честный, душевный… «Именно с близкими друзьями складываются особые отношения, которые удовлетворяют интеллектуальные и эмоциональные запросы и дополняют семейные и романтические отношения», — считает Джен Ягер.
При этом близкий друг не претендует на исключительное место в нашей жизни и не вступает в противоречие с другими важными для нас отношениями. Близких друзей может быть несколько, и не все они (еще одно отличие) могут знать о некоторых событиях из нашего прошлого. С ними мы можем быть не так откровенны, как с лучшим другом. Но именно с ними разделим и радостные, и сложные моменты своей жизни. Близкие друзья, как правило, становятся общими друзьями пары.
Мы вправе ожидать
Тактичности, искренности, щедрости, благожелательности, помощи и поддержки.
Причины отдаления или разрыва
Асимметрия отношений (один начинает отдавать больше, чем другой), растущая со временем разница во взглядах, ценностях и образе жизни, возникновение ревности или соперничества.
Лучший друг
Это друг в полном смысле слова. «Он олицетворяет античные представления о том, каким должен быть друг, и полностью соответствует мечтам об идеальном партнере, который всегда рядом и для которого мы всегда на первом месте», — утверждает Джен Ягер.
Дружба с ним прошла не только проверку временем, но и выдержала все испытания, от незначительных до самых важных: изменение социального статуса, брак, рождение детей… Она основана на глубоком убеждении (подтвержденном фактами), что нас любят и ценят за то, что мы есть. Из этого и рождается ключевой «ингредиент» наших отношений: исключительность, уникальность.
С лучшим другом не надо показывать себя с лучшей стороны. Он для нас то же самое, что родственная душа в любви. Какие качества скрепляют настоящую дружбу? Неравнодушие (верность другу и дружбе), искренность (готовность раскрыться и разделить с другим чувства и переживания), доверие (уверенность, что нас не предадут), честность (открытость в обсуждении отношений) и общность интересов (у нас общие ценности, но мы легко принимаем особенности другого).
Мы вправе ожидать
Преданности, «эксклюзивности» отношений, откровенности, самоотдачи.
Причины отдаления или разрыва
Предательство (посторонним стал известен ваш общий секрет, друг «увел» партнера), серьезное разочарование, связанное с важным моментом в жизни (отношение к свадьбе, смерти, рождению, болезни…), которое вы не можете простить.
Ложный друг
Он не отравляет жизнь, как это делает манипулятор или корыстный приятель, даже ведет себе искренне и добродушно в общении, но нарушает (скорее неосознанно) золотое правило дружбы: обоюдность и взаимность. В дружбе такой человек переменчив и эгоцентричен.
Джен Ягер различает среди ложных друзей «друзей в счастье» и «друзей в несчастье». Первые дружат с вами только тогда, когда у вас все хорошо, а как только начинаются проблемы — стараются исчезнуть. При этом они не стесняются жаловаться и звать на помощь, если им это нужно. Эта тактика особенно заметна в разговорах: они в три раза дольше обсуждают собственные проблемы, чем слушают про ваши.
Друзья в несчастье, наоборот, подпитываются чужими проблемами, ведь положение «жилетки» и спасителя одновременно выгодно и приятно и к тому же повышает самооценку. Чужое страдание для таких людей — лучший антидепрессант, залог хорошего самочувствия.
Причины отдаления или разрыва
Осознание того, что «друг» не сочувствует и не поддерживает нас в трудностях или даже злорадствует, когда мы испытываем проблемы или страдаем.
«Мы соединены прожитым опытом»
Ирина, 43 года, художник, реставратор
Меня познакомил с ребятами младший брат одного из них. Все они были старше меня на три-четыре года, но тогда разница казалась значительной. Они были компанией, а я робким, сторонним наблюдателем. Меня восхищала их способность интересно говорить, их начитанность и веселость. Общение быстро переросло в дружбу.
Первые тесные отношения возникли с Наташей. Мы решили уехать к ней в деревню, прыгнули без билетов в поезд и оказались в вагоне-ресторане, откуда уже нельзя было выбраться. Та поездка стала настоящей ночью Шехерезады: чтобы мы могли благополучно доехать до нашей станции, Наташа бесконечно рассказывала нашим попутчикам истории, реальные и вымышленные, а я ее на это вдохновляла… Утром, сойдя с поезда, мы рухнули в стог сена и проспали там целый день.
После этого я поняла, что мы соединены навсегда этим совместно прожитым опытом
Наверное, наша компания похожа на ожерелье с крупными и мелкими бусинами. Мы все разные. Кто-то задает тон, поэтичный, интеллектуальный, немного философский, кто-то провоцирует, придает остроту дискуссиям. Есть и те, кто своим присутствием создает легкость, доброжелательность, тепло. Человек — это дух и плоть. Когда мы встречаемся, все, что касается духа, начинает пульсировать и жить. А в обычной жизни все бегают, занимаются детьми, работают. Встречаясь, мы не обсуждаем все это, а как будто плывем над.
«Тех, с кем дышал одним воздухом, никто не заменит»
Екатерина, 46 лет, преподаватель русского языка
С Игорем и Ваней мы учились в одной школе. Они знали друг друга с семи лет, я присоединилась к ним в 16, а в 20 Ваня стал моим мужем. Игорь — настоящий поэт. В школе мы собирались у него дома и слушали его стихи. Игорь — любитель классической музыки, у него была коллекция грампластинок, и мы прослушивали концерты и симфонии Бетховена, Малера, Вагнера. Иногда он останавливал музыку и делился с нами своими комментариями, напевал, дирижировал.
Большой компанией одноклассников мы ездили в походы на велосипедах, на дачи ранней весной, прогуливали уроки. Потом Игорь поступил в Литературный институт, Ваня в медицинский, а я на филфак в МГУ. В университете в первый же день познакомилась с Наташей, она влилась в мою компанию одноклассников совершенно естественно, так, как будто всю жизнь проучилась с нами в одном классе.
Мы познакомились и подружились и с ее друзьями: Максимом, Аней… Часто собирались все вместе у нас с Ваней — в маленькой, но отдельной квартире. Играли в шарады. Их было поставлено за эти годы много, самое запомнившееся слово было «умиротворение»: его разделили так — «умер от варенья». Много пели под гитару или а капелла.
Еще мы путешествовали. Все вместе ездили на Козюкас в Вильнюс, в Грузию, на родину отца Игоря, на Западную Украину — в фольклорные экспедиции. Жили вместе, общей жизнью, общими радостями. Ходили в церковь. Как радостно было стоять и молиться всем вместе, радоваться Богу. Мы вместе постились, вместе разговлялись.
А в 1994 году я поступила в аспирантуру Йельского университета в США на славянскую кафедру. И мы уехали в Америку. Здесь родились трое наших детей. И здесь мы остались жить. Каждое лето, кроме последних двух, мы приезжаем в Москву. Я стараюсь показать детям, что такое Москва. В Америке мы уже 20 лет. У меня здесь много близких друзей. И куча знакомых.
Но никогда и никто не заменит той близости по духу, той дружественности, той глубины, которая чувствуется в нашей компании
С Наташей я разговариваю каждую неделю, и ни одно мало-мальски важное дело не остается без обсуждения. В Москве мы обычно живем вместе несколько дней, чтобы насладиться неотрывным общением и обсудить все накопившееся. Мне очень не хватает всех московских друзей. И, если спросить, хотела бы я вернуться в Москву, я сказала бы — да, завтра же! Чтобы быть рядом с родными и друзьями. С теми, с кем в юности ходил по одним улицам, с кем дышал одним воздухом, с кем проводил счастливые дни молодости, с кем взрослел и становился старше — их не заменит никто.
Теперь мы встречаемся сильно поседевшими и потрепанными, постаревшими и усталыми. Но удивительно, что никто из нас не изменился душой. Мы почему-то остались все такими же юными сердцем, смешливыми, хохочущими, поющими и читающими, ходящими в церковь и путешествующими.
«Молчание для нас означает не меньше, чем слова»
Игорь, 47 лет, философ, литератор
Дружба, как и любые другие человеческие отношения, проходит разные стадии. Начало дружбы — горячая стадия, когда друзья находятся в постоянном взаимообмене и взаимообогащении, у них огромная потребность общаться, вести диалог, который, как две речки, вперегонки бегущие рядом, соединяются потом в единый поток…
Но, как правило, так длиться все время не может. И тогда возникает вопрос: что такое дружба — сотрудничество, общность духовных интересов, как в отношениях Фрейда и Юнга? Или взаимоприятие, взаимопонимание на уровне простых вещей, доверие и чувство надежности. То есть, иными словами, творчество или шашлык и вино?
Когда нам с Максимом было лет по тридцать, нас объединяли важные общие интересы, связанные с психологией, мы проводили время в философских беседах, видимо, нам было необходимо прожить одновременно важное для обоих.
Кстати, часто бывает, что именно этим дружба и обусловлена: на определенном жизненном этапе встречаются люди с примерно одинаковыми жизненными вопросами
И пытаются вместе об этом говорить и думать. Но такие пересечения не могут длиться вечно. Иногда это перерастает в профессиональный интерес, сотрудничество, где рано или поздно возникает идейное соперничество. Или же после горячей стадии отношений наступает охлаждение, даже разочарование.
Но если отнестись к нему без максимализма, не забросить отношения, на смену придет приятная зрелость — дружба, которая, в конечном счете, — это вино и шашлык. Когда люди могут просто с удовольствием находиться рядом и молчание означает не меньше, чем слова. Вот такое просто взаимопонимание, надежность, доверие — то, что может оставаться надолго, может быть, на всю жизнь.
В молодости люди придумывают больше всяких развлечений, больше возможностей, к которым потом можно возвращаться, долго вспоминать. Постепенно спаянная многолетняя компания становится таким коллективом, где заранее расписаны партии. Такое распределение может набивать оскомину, мы уже знаем, чего от кого ждать, но, с другой стороны, можно относиться к этому как к традиции, и ловить кайф. Получать удовольствие именно от исполнения всеми привычных ролей — и это будет отлично сыгранная партия.
Конечно, когда у людей живой ум и характер, то с возрастом такие роли обогащаются, но они не могут измениться совершенно. Если же это произойдет, скорее всего, вызовет удивление и озабоченность всего коллектива — с человеком что-то случилось, он стал другим, как ему помочь? Хотя, как ни грустно, возможно, он просто наконец стал самим собой.