Мой учитель китайского рассказывал историю, что однажды кто-то из его учеников пошел в магазин и забыл слово «курица», поэтому взял яйцо, подошел к консультанту и спросил: «Где мать?»
Вспомнить — ключевой этап.
Мы кодировали, складывали, сдували пылинки и наконец вышли на экзамен. Самое время взять и выдать все, что назапоминалось. Ведь если вы не можете вспомнить (восстановить) информацию в нужный момент, зачем она тогда нужна? Ответ прост: чтобы мучать вас внезапными озарениями перед сном.
Доступ к хранилищу
Считается, что в памяти есть информация, к которой мы можем получить доступ, и та, к которой у нас доступа нет. Предполагается, что доступная информация представляет собой лишь крошечную часть информации, имеющейся в нашем мозгу.
Большинству из нас приходилось сталкиваться с тем, что мы пытались вспомнить какой-то факт или событие, сдавались, а потом — внезапно! — оно приходит к нам в самый неожиданный момент, когда мы перестали о нем вспоминать. Точно так же мы все знакомы с ситуацией, когда не можем вспомнить факт, но затем, если нам дается несколько вариантов на выбор, мы легко можем узнать правильный.
Есть несколько стандартных способов извлечения информации из системы хранения долговременной памяти:
1. Вспоминание
Без подсказок, без наводящих вопросов вы просто вытянули билет и пошли рассказывать закон Ома.
2. Припоминание
С помощью наталкивания, подсказок, частичных воспоминаний и логики мы собираем воспоминание в единое целое, как когда пишем в школе изложение.
3. Узнавание
Мы сталкиваемся с информацией или ситуацией повторно и узнаем ее, как когда проходим тест и нужно выбрать один из четырех вариантов ответа.
4. Восстановление информации
Мы повторно изучаем ранее изученную информацию. Например, вы учили португальский язык в старшей школе, но потом ни разу не говорили на нем. Прошло лет 10-15, и ваша компания предлагает вам работу в своем лиссабонском офисе. Чтобы подготовиться, вы записались на курсы португальского языка. Учителя от вас в восторге, вы мгновенно схватываете материал — это пример успешного восстановления информации.
Что такое прайминг
Все эти способы строятся на нейрофизиологическом фундаменте такого понятия, как прайминг. Помните, мы говорили выше, что это метод, при котором введение одного стимула влияет на то, как люди реагируют на последующий стимул? А если попроще, то это бессознательный процесс, который может усилить скорость и точность вспоминания информации в результате прошлого опыта.
Например, вы увидели девушку в шляпке с синей лентой и тут вспомнили, что отдыхали на море в 10 лет с родителями и у вас тоже была шляпка с такой лентой. И сразу на поверхность всплывают воспоминания об этой поездке, хотя казалось, что они давно уже стерты.
Прайминг помогает вытащить из долгосрочной памяти связанные концепции или воспоминания, как якорь, делая процесс поиска более эффективным.
Другой пример прайминга: вам показывают неполную картинку с верблюдом, добавляют детали, пока вы этого верблюда не признáете. Если этот же тест провести много недель спустя, скорее всего вы идентифицируете изображение гораздо быстрее, по первым же штрихам.
А если мы долго будем говорить про кулинарию, уровень прожарки, специи и цены на продукты, то вы в ребусе «М_ _ О» скорее увидите слово МЯСО, чем МЫЛО. Сработает ассоциативный прайминг.
Давайте попробуем сыграть в игру
Прочитайте слова и попробуйте запомнить их с первого раза:
• читать, страницы, письма, школа, учеба, литература, рассказы, листы, обложка, ручка, карандаш, журнал, бумага, слова.
Теперь засеките 5 минут. Сходите пока за вкусненьким или проверьте почту. Не мухлевать.
Так, вернулись? Теперь попробуйте вспомнить, какие слова из списка ниже вы запоминали 5 минут назад.
• дом, карандаш, яблоко, башмак, книга, флаг, камень, поезд, океан, холм, музыка, вода, стекло, школа.
Выбрали слова? Вы удивитесь, но почти все люди выберут из этого списка 3 слова: карандаш, книга и школа. Хотя никакой книги в первом списке не было. Но почти все разом ее вспомнят.
Эксперимент со словами
В серии исследований, опубликованных в 1996 году Джоном Баргом, он пытался доказать, что то, что вы читаете, влияет на то, как вы действуете.
Он попросил студентов Нью-Йоркского университета перевести тридцать предложений из пяти слов. Объяснил свое задание тем, будто бы его интересуют их языковые навыки. Конечно, задумка была другой.
Он разделил студентов на 3 группы: в одной группе он попросил студентов перевести предложения со словами, отражающими агрессию. Такими, как «беспокоить», «мешать» и «напористо». Другая группа расшифровала такие слова, как «вежливый», «учтивый» и «послушный». Третья группа была контрольной и переводила слова вроде «радостный», «подготовленный» и «тренироваться».
После того как учащиеся выполнили задание, их попросили сдать работы и прийти выполнить второе задание. Но это и было само задание. Когда студент подходил, исследователь разговаривал с кем-то еще, игнорируя и заставляя студента ждать. Так он хотел увидеть, насколько испытуемые терпеливы и когда они решатся прервать разговор.
Каковы результаты?
Группа «вежливые слова» ждала в среднем 9,3 минуты;
Нейтральная группа ждала 8,7 минут;
Группа «грубые/агрессивные слова» ждала 5,4 минуты.
Более 80% вежливых участников группы простояли в ожидании 10 минут. И только 35% из «грубой» группы предпочли остаться.
После того как исследование было завершено, студенты не могли объяснить, почему они так долго ждали.
Теперь вам может показаться, что раз вы знаете о таком влиянии, то сможете вычислить его, если вами будут манипулировать. Ничего подобного. Вы даже не осознаете, что что-то происходит. Это процессы, которые идут в подсознании, а вы там права голоса почти не имеете.
Так можно манипулировать воспоминаниями другого человека. Это темная сторона силы, будьте осторожны.
Хотя все равно здорово, да? Такую интересную особенность нашего мозга просто грех не использовать себе во благо. Например, создавая ассоциативный прайминг намеренно, чтобы потом, сидя на экзамене, по одной лишь детали или слову «оживить» сразу всю цепочку воспоминаний.
Как манипулировать памятью
А этот эксперимент построен на основе исследования Mäantylä, 19861. Для его проведения нам понадобится пара участников: экспериментатор и испытуемый.
Экспериментатор просит испытуемого (друга или ученика) взять лист бумаги и пронумеровать его от 1 до 20. Дальше экспериментатор будет по одному зачитывать слова, а испытуемый должен писать к ним по 2 ассоциации, которые первыми придут в голову. Например, если слово тост, то можно написать масло и желе.
Примеры слов: свисток, подросток, кабина, время, дом, сыр, желудок, страна, сарай, джинсы и т. д. Теперь убираем листок со словами и попросим испытуемого вспомнить все 20 изначальных слов.
Сделать это будет не так просто, и тут самое время хорошенько задуматься, почему так сложно вспомнить слова? Все они не отложились в памяти или просто не хотят всплывать на поверхность и дело в доступности?
Верните обратно список слов-ассоциаций и попросите испытуемого снова вспомнить исходные слова. Теперь процесс пойдет намного бодрее.Следовательно, во-первых, дело было в доступности информации. Во-вторых, лучший сигнал для восстановления — это то, о чем вы думали во время запоминания.
Эта демонстрация была адаптирована из эксперимента, проведенного Mäantylä, в котором он попросил участников записать по три ассоциации для каждого из 200 слов. А затем попросил участников вспомнить изначальные слова. В среднем участники вспомнили только около 60 слов.
Научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. Работает в Лаборатории условных рефлексов и физиологии эмоций. Популяризует науку и ведет блог о работе мозга