Как долго длится психотерапия?

Многие из нас представляют психотерапевтический сеанс как спонтанный разговор про чувства. Нет, это структурированный отрезок времени, в течение которого терапевт помогает клиентам разрешить их проблемы до тех пор, пока те не научатся справляться с ними сами. В большинстве случаев задача бывает достигнута — и не обязательно на это уходят годы.

Как показывают исследования, большинство проблем не требуют продолжительной, многолетней терапии. Говорит Брюс Вомполд, психолог-консультант из Висконсинского университета в Мэдисоне: «Да, некоторые клиенты обращаются к психотерапевтам по поводу хронических состояний вроде депрессии, но много и таких, чьи проблемы не так сложно разрешить (например, конфликт на работе)».

Психотерапию в таких случаях можно сравнить с визитами к врачу: вы записываетесь на прием, получаете определенные средства, которые помогут вам справиться с вашими проблемами, и на этом расстаетесь.

«Во многих случаях для положительного эффекта хватает двенадцати сессий», — соглашается Джо Паркс, старший медицинский советник Национального совета США по поведенческим наукам. Исследование, опубликованное в Американском журнале психиатрии, дает еще меньшую цифру: в среднем клиентам психотерапевтов хватало 8 сессий1.

Самый распространенный вариант краткосрочной психотерапии — когнитивно-поведенческая (КПТ)

Основанная на корректировке мыслительных паттернов, она доказала свою эффективность для широкого спектра психологических проблем — от тревоги и депрессий до химической зависимости и посттравматических расстройств. Для достижения результата психотерапевты могут и сочетать КПТ с другими методами.

«А вот для того, чтобы обнаружить глубокие корни проблемы, времени потребуется намного больше, — добавляет Кристи Бек, психотерапевт из Стейт Колледжа в штате Пенсильвания. В своей работе она использует и КПТ, и психоаналитические методы, чтобы разобраться с более глубокими проблемами, идущими из детства. Чтобы разрешить чисто ситуационную проблему, бывает достаточно нескольких сессий», — говорит она.

С более сложными, такими как расстройства пищевого поведения, приходится работать годами.

В любом случае, по мнению Брюса Вомполда, наиболее эффективны те психотерапевты, которые обладают хорошими навыками межличностного общения, включая такие качества, как способность к эмпатии, умение слушать, умение объяснить клиенту план терапии. Начальный этап терапии может быть нелегок для клиента.

«Придется обсуждать некоторые неприятные, тяжелые вещи», — объясняет Брюс Вомполд. Тем не менее уже после нескольких сессий клиент начнет чувствовать себя лучше. Но если облегчения не наступает, необходимо обсудить это с терапевтом.

«Психотерапевты тоже могут ошибаться, — говорит Джо Парк. — Поэтому так важно совместно обозначить цель и затем сверяться с ней, например: наладить сон, обрести мотивацию, чтобы энергично выполнять повседневные задачи, улучшить отношения с близкими. Если не работает одна стратегия, может помочь другая».

Когда закончить терапию? По словам Кристи Бек, обе стороны обычно легко приходят к консенсусу по этому вопросу. «В моей практике это обычно бывает взаимным решением, — говорит она. — Я не удерживаю клиента остаться в терапии дольше, чем требуется, но ему нужно для этого созреть».

Впрочем, иногда клиенты хотят продолжать терапию даже после того, как решили ту локальную проблему, с которой пришли. «Так бывает, если человек чувствует, что психотерапия помогает ему разобраться в себе, способствует его внутреннему росту, — объясняет Кристи Бек. — Но это всегда личное решение клиента».


1 The American Journal of Psychiatry, 2010, vol. 167, № 12.