Как быстро успокоиться, если вас одолевает ярость: 4 совета
Фото
Getty Images

Постоянный стресс перегружает наши защитные механизмы

«При хроническом стрессе может снижаться активность участков мозга, отвечающих за гибкость мышления и терпимость к другим», — объясняет специалист по борьбе со стрессом, психолог Стюарт Аблон. В результате иногда мы начинаем вести себя как маленькие дети, у которых эти навыки еще не развиты, — например, кричать и устраивать истерики, когда не получаем желаемого.

Эмпатия — ключ к предотвращению конфликтов?

Почему так важно держать себя в руках, когда мы в ярости? Это помогает задействовать умения и возможности, позволяющие нам и дальше сохранять контроль над собой.

«Эмпатия (то есть способность понимать чувства других) — самое мощное средство предотвращения конфликтов, которое у нас есть. Она помогает разряжать напряженные ситуации даже в самых суровых тюрьмах и, конечно же, эффективна и в обычных бытовых конфликтах — например, в самолете или в очереди. Все очень просто: когда кто-то нас внимательно слушает и старается понять нашу точку зрения, это нас успокаивает. Сразу перестает колотиться сердце», — объясняет Аблон.

Что дает эмпатия нам самим?

Как способность к сопереживанию может помочь нам самим сохранять спокойствие? Вот что обычно происходит:

  • Пытаясь понять точку зрения собеседника, мы воздерживаемся от импульсивных реакций. Это помогает отвлечься от нарастающего раздражения и сохранить спокойствие.

  • Оставаясь спокойными, мы можем полноценно задействовать все свои «взрослые» навыки: умение разрешать проблемы, гибкость, готовность терпеть дискомфорт.

  • Эти навыки сами по себе помогают нам и дальше сохранять хладнокровие.

  • Наше спокойное и доброжелательное отношение помогает успокоиться и собеседнику, что еще больше разряжает ситуацию.

4 совета, которые помогут заглушить ярость и активировать эмпатию

Вот что рекомендует Стюарт Аблон:

  • Исходите из того, что каждый человек пытается сделать как лучше. «Все мы как можем стараемся справиться с трудностями и задачами, которые подкидывает нам жизнь, — с помощью тех навыков и возможностей, которые для нас сейчас доступны. Никто из нас не хочет терять самообладание и впадать в ярость или в истерику», — подчеркивает Аблон.

    В конфликтной ситуации скажите себе: «Мне не удается добиться от этого человека того, что я хочу, но он все равно делает все, что может сделать в данной ситуации». Когда собеседник почувствует, что вы настроены спокойно и доброжелательно, его отношение скорее всего изменится. «Спокойствие заразительно — спокойный родитель легко утешит плачущего ребенка, а хладнокровный учитель прекрасно поддерживает дисциплину в классе», — объясняет Аблон.

  • Проявляйте искренний интерес. Прежде чем делать поспешные выводы, расспросите собеседника, чтобы понять его позицию. Какие обстоятельства заставили его так себя вести? Чего он добивается?

  • Будьте активным слушателем. «Один из самых эффективных способов успокоить человека — просто повторять ему своими словами то, что он говорил раньше. Он сразу почувствует, что его услышали», — подчеркивает Аблон. Задавайте вопросы и повторяйте полученные ответы своими словами — это и есть активное слушание.

  • Покажите собеседнику, что вы — на его стороне. Объясните, что вы пытаетесь понять его точку зрения: «Я понимаю, что у вас наверняка есть веские причины так поступать. Я готов вас выслушать. Я не хочу вас расстраивать. Я хочу найти компромисс».

В сложные периоды жизни не так-то легко сохранить способность к эмпатии. Но ее, как и любой навык, можно развивать постоянной практикой. Доброжелательное отношение и сопереживание почти всегда способны погасить назревающий конфликт.