Постоянный стресс перегружает наши защитные механизмы
«При хроническом стрессе может снижаться активность участков мозга, отвечающих за гибкость мышления и терпимость к другим», — объясняет специалист по борьбе со стрессом, психолог Стюарт Аблон. В результате иногда мы начинаем вести себя как маленькие дети, у которых эти навыки еще не развиты, — например, кричать и устраивать истерики, когда не получаем желаемого.
Эмпатия — ключ к предотвращению конфликтов?
Почему так важно держать себя в руках, когда мы в ярости? Это помогает задействовать умения и возможности, позволяющие нам и дальше сохранять контроль над собой.
«Эмпатия (то есть способность понимать чувства других) — самое мощное средство предотвращения конфликтов, которое у нас есть. Она помогает разряжать напряженные ситуации даже в самых суровых тюрьмах и, конечно же, эффективна и в обычных бытовых конфликтах — например, в самолете или в очереди. Все очень просто: когда кто-то нас внимательно слушает и старается понять нашу точку зрения, это нас успокаивает. Сразу перестает колотиться сердце», — объясняет Аблон.
Что дает эмпатия нам самим?
Как способность к сопереживанию может помочь нам самим сохранять спокойствие? Вот что обычно происходит:
Пытаясь понять точку зрения собеседника, мы воздерживаемся от импульсивных реакций. Это помогает отвлечься от нарастающего раздражения и сохранить спокойствие.
Оставаясь спокойными, мы можем полноценно задействовать все свои «взрослые» навыки: умение разрешать проблемы, гибкость, готовность терпеть дискомфорт.
Эти навыки сами по себе помогают нам и дальше сохранять хладнокровие.
Наше спокойное и доброжелательное отношение помогает успокоиться и собеседнику, что еще больше разряжает ситуацию.
4 совета, которые помогут заглушить ярость и активировать эмпатию
Вот что рекомендует Стюарт Аблон:
Исходите из того, что каждый человек пытается сделать как лучше. «Все мы как можем стараемся справиться с трудностями и задачами, которые подкидывает нам жизнь, — с помощью тех навыков и возможностей, которые для нас сейчас доступны. Никто из нас не хочет терять самообладание и впадать в ярость или в истерику», — подчеркивает Аблон.
В конфликтной ситуации скажите себе: «Мне не удается добиться от этого человека того, что я хочу, но он все равно делает все, что может сделать в данной ситуации». Когда собеседник почувствует, что вы настроены спокойно и доброжелательно, его отношение скорее всего изменится. «Спокойствие заразительно — спокойный родитель легко утешит плачущего ребенка, а хладнокровный учитель прекрасно поддерживает дисциплину в классе», — объясняет Аблон.
Проявляйте искренний интерес. Прежде чем делать поспешные выводы, расспросите собеседника, чтобы понять его позицию. Какие обстоятельства заставили его так себя вести? Чего он добивается?
Будьте активным слушателем. «Один из самых эффективных способов успокоить человека — просто повторять ему своими словами то, что он говорил раньше. Он сразу почувствует, что его услышали», — подчеркивает Аблон. Задавайте вопросы и повторяйте полученные ответы своими словами — это и есть активное слушание.
Покажите собеседнику, что вы — на его стороне. Объясните, что вы пытаетесь понять его точку зрения: «Я понимаю, что у вас наверняка есть веские причины так поступать. Я готов вас выслушать. Я не хочу вас расстраивать. Я хочу найти компромисс».
В сложные периоды жизни не так-то легко сохранить способность к эмпатии. Но ее, как и любой навык, можно развивать постоянной практикой. Доброжелательное отношение и сопереживание почти всегда способны погасить назревающий конфликт.