Редактор журнала Psychologies.
Как анализировать детские рисунки?

Квадрат — это будет дом, треугольник — его крыша, а сверху — солнечный круг. Примерно так ребенок 3–4 лет впервые рисует домик. И эти первые художества очень интересуют психологов, ведь они невероятно много способны рассказать об их маленьком авторе.

«Эти геометрические формы — универсальный, символический язык, которым пользуются дети, чтобы выразить себя, — объясняет психоаналитик Варенка Марк. — Рисунок дома передает то, как они ощущают себя в окружающем их пространстве, то, как чувствуют свое тело. Например, если на рисунке домик заваливается набок, стоит неустойчиво, ребенок, скорее всего, тоже «не чувствует почвы под ногами», растерян или чем-то угнетен».

Однако не стоит сразу же бить тревогу, если в детском альбоме вдруг появились черные тучи с молнией или уж слишком скособоченный замок: «Его ощущение собственного тела постоянно меняется, так же меняется и рисунок — в зависимости от возраста и волнующих ребенка чувств».

Дети бессознательно передают через рисунок дома свой внутренний мир, рассказывают о себе лишь до 6–8 лет

Ребенок постарше уже внимательнее к окружающей действительности и, рисуя, воспроизводит детали реальных домов. «В рисунке больше проявится его отношение к тому, что «вовне», — заключает Варенка Марк. — Но и этот сюжет необычайно интересен!»

Пятилетняя Карина отказывалась общаться с окружающими. Ее работа с психологом длилась почти два года: по рисункам, которые девочка делала во время сеансов психотерапии, можно проследить, к каким впечатляющим изменениям привели эти занятия.

Как анализировать детские рисунки?

Сентябрь: она не общается

«Узкий, тесный дом без окон — и значит, без сообщения с внешним миром, дверь, которую невозможно открыть, передают внутреннее состояние девочки: она чувствует себя зажатой, скованной. Однако яркие краски и устремленные вверх формы рисунка выражают ее желание выбраться из этого состояния.

Нежные цветочки — маленькие живые существа — возможно, напоминают девочке о безмятежном состоянии младенчества. Это и переживание эдипова периода: цветы — словно множество маленьких дочек, которыми девочка хотела бы порадовать своего отца».

Как анализировать детские рисунки?

Январь: Карина открывается миру

«В рисунке дома появляются два новых элемента: небольшое окно наверху (девочка еще не готова открыться, но она наблюдает за тем, что происходит вокруг) и труба на крыше — связующее звено между домом (ребенком) и небом (окружающим миром). Дым из трубы навевает мысли о теплой атмосфере семьи.

Образы родителей — деревья около дома; кажется, что они охраняют его, оберегают. Дерево слева символизирует твердую фигуру отца; то, что справа, с цветущей кроной, соотносится с матерью, у которой можно найти ласку и защиту».

Как анализировать детские рисунки?

Май: она себя утверждает

«У дома появились четкие контуры, а это значит, что Карина чувствует себя увереннее, чем раньше. На рисунке теперь два окна: она все еще наблюдает за миром, но большое окно красного (активного) цвета говорит о том, что девочка готова начать общаться.

Количество окон и дверей в нарисованном доме соответствует числу членов ее семьи: признав за родителями их место, Карина может найти свое и отстаивать его».

Как анализировать детские рисунки?

Март: Карина нашла свое место

«10 месяцев спустя дом приобретает заметные размеры — Карина стала увереннее. Солнце, яркий образ силы и могущества, также говорит о том, что девочка чувствует себя лучше. Труба исчезла, зато прилетели птицы — символ общения и духовных устремлений.

Исчезли деревья (Карине не нужны больше опоры), на окнах появились занавески — своего рода «веки на глазах»: ребенок теперь способен не только открыться, но и защитить свое внутреннее пространство от вторжения извне».