Польская художница Алиция Зентек, пережившая клиническую смерть во время беременности, описывает в своих воспоминаниях: «Я могла видеть, слышать и ощущать окружающий меня мир, но люди из этого мира не видели, не слышали и не чувствовали меня! Затем возник сияющий белый луч. Он опускался ко мне, не слепя и не обжигая. Я поняла, что луч зовет к себе, обещает освобождение от изоляции. Не раздумывая, направилась ему навстречу. Я передвигалась вдоль луча, будто к вершине невидимой горы».
Для верующих такие рассказы служат доказательством существования Бога и потустороннего мира. Для психологов и культурологов — свидетельством того, насколько сильно в нашей психике укоренены религиозные и мифологические архетипы. Ведь если считать, что вернувшийся к жизни рассказчик описывает встречу с Богом, то надо признать, что каждый описывает Бога и его обитель согласно представлениям своей культуры.
Мусульмане говорят о светящихся украшенных орнаментами дверях, как в мечети, индийцы — о встрече с богом смерти Ямой. Поскольку в Индии издавна распространены всякого рода татуировки, вернувшиеся «с того света» часто утверждают, что после временной смерти на их телах появились новые знаки. Дети, для которых представления о верховном существе еще носят сказочный характер или перемешаны с образом авторитетного строгого взрослого, рассказывают о встрече с волшебником, учителем или доктором.
Что же на самом деле происходит после остановки сердца?
Нейропсихологам важно понять, какие процессы происходят в мозге человека после остановки сердца. Примерно в течение десяти минут после наступления клинической смерти мозг еще жив, но находится в состоянии тяжелейшего функционального расстройства, вызванного наступившим из-за остановки сердца кислородным голоданием.
Кислородное голодание может приводить к галлюцинациям и даже вызывать чувство эйфории. Галлюцинациями может объясняться и ощущение того, что человек покидает свое тело и парит над ним. Такое же чувство бывает и у женщин во время родов: едва ли не каждая десятая в какой-то момент ощущает выход из тела и начинает видеть себя как бы «из-под потолка». В этом смысле нет ничего удивительного в полетах, которые совершает человеческое сознание или его душа во время клинической смерти, — они имеют вполне научное объяснение.
За световые эффекты во время клинической смерти отвечает височно-теменной узел мозга
Недавние эксперименты бельгийского невролога Стивена Лаурейса показывают, что за световые эффекты во время клинической смерти отвечает височно-теменной узел мозга. Обычно он занят обработкой зрительных и осязательных сигналов и определяет местоположение тела в пространстве. Когда в экстремальных ситуациях этот узел не успевает обработать полученную информацию, он может посылать мозгу неправильные сигналы.
Во время эксперимента Лаурейс выяснил, что височно-теменной узел сохраняет свою активность даже во время комы и в момент остановки сердца. Но почему так происходит, ученый объяснить не смог.
Необъяснимыми остаются и многочисленные свидетельства «всеведения» умирающих — вернее, их осведомленности о каких-то посторонних обстоятельствах, которые никоим образом не могли быть доступны их зрению.
Кто-то, лежа на операционном столе, «залетает» домой и видит, как дочка разбила чашку, кто-то выглядывает из окна палаты и замечает потерянную туфлю, которую потом благодаря подсказке вернувшегося с того света удается найти.
Наука не может отправиться вместе с умирающим в путешествие за грань жизни
Разумеется, эти рассказы невозможно подвергнуть экспериментальной проверке. Наука не может отправиться вместе с умирающим в путешествие за грань жизни. Максимум, на что она способна, — пытаться зафиксировать то, что происходит с ним в первые минуты умирания, когда мозг еще способен подавать сигналы.
Так, доктор Лакмир Чавла из Университета Джорджа Вашингтона смог с помощью электроэнцефалограммы выявить у умирающих высокочастотные волны, приходящие именно в тот момент, когда кровяное давление больше невозможно измерить. Чакла предположил, что эти волны могут быть неврологическим коррелятом увиденного человеком во время клинической смерти.
Наука, изучая явления, сопутствующие клинической смерти, не пытается спорить с религией. Она просто изучает и фиксирует то, что способна изучить на сегодняшний день. Однако независимо от того, верим ли мы в потусторонний мир или нет, можно рассчитывать, что после смерти нас ждет что-то интересное. По меньшей мере, в первые минуты.