Как работает библиотерапия
Язык — очень живая форма, которая откликается на любые изменения. Через него можно как понимать себя и других, так и влиять на свое состояние. Именно на этом основывается направление арт-терапии — библиотерапия (с латыни biblio — «книга»). И второй базовый кирпич в фундаменте этого направления психотерапии — закон Геннекена. Согласно ему главное действующее лицо любого произведения — всегда сам автор.
«Он может показывать себя целиком. Или писать о какой-то одной своей части: о лучшей, худшей, больной, страдающей. Если внимательно проанализировать несколько произведений одного автора, то можно описать структуру характера и личности писателя, — рассказала на открытой лекции арт-терапевт Татьяна Колошина. — Когда люди что-то сочиняют, пишут стихи, текст — они пишут про себя и выдают себя с потрохами».
И это свойство может использовать как психолог в работе с клиентами, так и каждый желающий узнать свое состояние и скорректировать его
Часто, правда, можно услышать: мол, я не умею сочинять, не смогу. Некреативных людей, убеждена Татьяна Колошина, не существует — иначе бы мы не выжили: «Просто у кого-то креативность в коме, у кого-то в летаргическом сне. Когда ее оттуда выводишь, пробуждаешь ото сна, ощущение человека, что „я могу“, — очень сильное».
Слово — это вторая сигнальная система, объясняет арт-терапевт. Измените речь — изменится жизнь. На этом основаны техники библиотерапии. «У каждого человека есть состояния, в которые он постоянно попадает, но хочет это остановить, — утверждает она. — Кто-то вспыльчив, кто-то ревнив, кто-то обидчив. Какие состояния нежелательны? Практически весь агрессивный и негативный ряд: раздражение, страх, тоска, обида, тревога, чувство вины, гнев».
Это то, что испытывать неприятно, что социум запрещает выражать, предлагая два варианта:
сублимируй (нельзя кричать на начальника, тогда я разряжусь на домашних),
вытесняй (тогда невыраженный гнев или обида могут уйти в психосоматику).
И если мы хотим выйти из привычного паттерна, справиться с сильными эмоциями или, наоборот, дать им волю, можно применить несколько техник. Главное — соблюдать схему при написании своего «литературного произведения».
Какие техники существуют в библиотерапии
Синквейн
Следуйте алгоритму написания психологического синквейна. Схема такая — это одиннадцатисловник. Предлоги и союзы словами не считаются. Всего должно быть пять строк.
Название состояния — одно слово.
Метафора состояния — два слова.
Какие действия я обычно автоматически, по привычке совершаю, попав в это состояние, — три слова.
Чувства, которые вследствие этих привычных действий возникают, — четыре слова.
Название состояния — одно слово.
«Получается некое рондо: с чего начали — к тому и вернемся, — поясняет Татьяна Колошина. — Но часто последняя строка отличается от первой. То есть что-то произошло с нашим состоянием за пять строк. Чем еще хороша эта техника: о чем говорят люди, что они имеют в виду под словом, например, „тоска“, одному Богу известно. Синквейн позволяет сделать моментальную раскодировку состояния, от которого человек хочет избавиться, как только он начинает описывать чувство, действия. Здесь ничего про думы — разум в этот момент занят тем, чтобы четко обозначить словами состояние».
Татьяна Колошина приводит примеры сниквейнов, которые помогли распознать у клиента депрессию.
Пример 1.
Депрессия.
Вязкий туман.
Лежу, сжавшись в комочек.
Отчаянье, бессилие, страх и пустота.
Депрессия.
«Как видим, изменений от первой до пятой строк не произошло, мы еще не работали с клиентом», — говорит психолог.
Пример 2.
Депрессия.
Нет времени.
Лежу, закрыв глаза.
И пусто, пусто, пусто, пусто.
Депрессия.
«Это явно клиническая депрессия, и тут без препаратов вряд ли обойтись», — комментирует Татьяна Колошина.
Пример 3
Вот пример более легкого, но тоже неприятного состояния, которое можно изменить при помощи литературного произведения.
Обида.
Мерзкое бессилье.
Глотая ругань, не смотрю.
Гнев, отвращенье, страх, бессилие.
Уныние.
«Теперь можно работать с унынием и писать новый синквейн. И так может получиться целый венок из синквейнов. Вы не должны прийти к позитивному в итоге, нет. Но состояние изменится, оно будет с другим градусом и накалом. Как если бы человек лежал без движения час, а потом усилием воли заставил себя встать. И его состояние тут же поменялось на другое, более предпочтительное. Это не радость, нет, но человек уже не будет бегать по кругу, как загнанная лошадь», — поясняет арт-терапевт.
Страшилки
Сочинение страшилок — это не менее эффективный, ресурсный инструмент. Нам они известны с детства. «Дети в подвале играли в гестапо, умер от пыток сантехник Потапов». Понятно, что это гипербола и в реальности такого дети не делали.
«Страшилки — это иносказательное, одобряемое выражение гнева, принимаемая социумом форма, — объясняет Татьяна Колошина. — Кто-то раздражает или становится постоянным источником бед и неприятных эмоций. Задача страшилки — расправиться с ним в стишке наиболее остроумным и садистским способом, выплеснуть сдерживаемые эмоции на бумагу. Однажды участники семинара предложили мне вот такую страшилку: „Весь день веселился огромный отдел — дохлый начальник на ветке висел“. Поверьте: если какой-то человек вас сильно раздражал или причинял зло, то после таких 3-4 стишков вы, встречаясь с ним, будете уже не злиться, а смеяться».
Хокку
«Однажды Нифонт Долгополов пригласил меня на конференцию гештальтистов, — продолжает психолог. — Я уточнила — какая тема была на последнем дне работы. Оказалось, тема скелетов. И я предложила участникам сочинить на эту тему хокку — японские трехстишья. Мы хохотали до упаду. Потрясающая разрядка».
Тема щекотливая, тревожная. У каждого есть скелеты в шкафу. И многие боятся того, что однажды тайное станет явным
«Вот так, в трех строках проявляется характер человека. Одновременно бояться и смеяться люди не могут. Отсюда эффект страшилок, в том числе в форме хокку. Вроде я ужас придумываю, но спускаю гнев, особенно когда ничего не могу с ним сделать», — говорит Татьяна Колошина.
Пример 1
«Влюбился.
Пришла.
Выпал из шкафа скелет прошлогодней любимой».
Пример 2
«Отопру гардероб в ночи.
Гулко в нем, пахнет костьми.
Мозаика страсти».
Пример 3
«Вечером зимним
Приятно в шкафу
перебрать кости скелета».
Пример 4
«Время летит.
Половину скелетов не помню,
А зачем-то храню».
Пример 5
«Скелеты в шкафу.
Нежно с них пыль вытираю.
У кого-то и мой».
Пример 6
«Где ты, любимый?
Скелет твой из шкафа пропал.
Эффект терапии».
Пример 7
«Собою горжусь,
доставая из шкафа скелеты.
Жизнь не впустую».
Дзен-буддизм
Есть простая, но очень эффективная техника из дзен-буддизма, помогающая ослабить сильные чувства, которые нам сложно испытывать. «Например, гнев. Если его сдерживать — это психосоматика. Если сублимировать — на начальника орать нельзя, а на детей можно, — то возникает чувство вины и не факт, что это лучше, чем гнев. Что можно сделать? Учиться говорить это вслух. Нужно задать себе три вопроса», — рекомендует арт-терапевт.
Вопрос 1: Что я сейчас испытываю?
Ответ 1: Я сейчас испытываю гнев.
Произнеся это, мы обнаруживаем, что гнев уменьшился на треть. Часть энергии мы потратили на произнесение и вербализацию. Причем важно говорить от первого лица — Я. Если сказать, что меня бесит то-то и то-то, эффекта не будет. «Я бешусь».
Вопрос 2: Какой стимул вызвал этот гнев?
Это гениальный вопрос, считает Татьяна Колошина: «Для того чтобы возникла эмоция, должен прийти стимул из внешней среды, либо я этот стимул запускаю сама. Мы часто говорим: этот человек меня раздражает. Так не бывает. Человек целиком не может нас раздражать. Могут — интонация, жесты, мимика. Если вы ответите на второй вопрос, то останется всего третья часть от первоначального чувства. Или не останется ничего. Но если осталось что-то, то можно задать себе третий вопрос».
Вопрос 3: Что я прямо сейчас могу с этим гневом сделать?
Ответ 3: Я его отложу на час.
«Действует безотказно», — уверяет арт-терапевт.
Два волшебных слова
«Часто слышу от клиентов: „У меня ничего не получается. Любые начинания пролетают мимо. Меня никто не уважает“. И так далее. Что мы видим? Что человек живет в страдательном залоге. Он ничего не будет менять в жизни, пока не поменяет его на действительный залог. Например: я не вызываю у других чувство любви. И тогда следующий вопрос: как и что я делаю такого, что это происходит?» — рассказывает Татьяна Колошина.
В жизни есть два волшебных слова, убеждена библиотерапевт, но мы забываем ими пользоваться: «пока» и «попробуй»
Говорим: «Я не умею писать стихи». Достаточно добавить: «Я пока не умею писать стихи», и тональность и энергетика фразы меняется. «Я не могу этого сделать». «А ты попробуй!»
«Мы часто отказываемся от чего-то, даже не попробовав. Нашей культуре это присуще. Поэтому эти два волшебных слова для нас ключевые», — резюмирует Татьяна Колошина.
Клинический психолог, кандидат психологических наук, тренер-супервизор и член экспертного совета Российской ассоциации телесно-ориентированной психотерапии