Вот слова из писем, каких в редакцию и на сайт Psychologies еженедельно приходят десятки.
«У меня престижная работа с полным соцпакетом и высокой зарплатой, любимый муж, который во всех смыслах носит меня на руках, прекрасные родители, верные подруги и институт, где я изучаю предмет, который меня интересует. Но... я не испытываю от жизни ни радости, ни разочарования. Нет предвосхищения каких-либо приятных событий, нет ничего — безразличие, пустота. Что-то менять, вероятно, глупо, искать что-то новое… Что делать?»
Ирина, 21 год
«Моя жизнь крутится по замкнутому кругу, как карусель. Меняются только люди, которые катаются на ней. Когда аттракцион закрывается и я остаюсь одна, мне кажется, что все главное проносится мимо. А я лишь наблюдатель со стороны... Понимаю, что скорее всего этот круг я создала сама. А все бросать и строить жизнь заново страшновато...»
Анна, 25 лет
Подобные моменты смятения знакомы многим: неудовлетворенность, фрустрация, тысячи вопросов без ответа. Стараться ли приспособиться к ситуации или лучше все бросить? Сражаться или, наоборот, подождать озарения, когда правильный выбор сам заявит о себе? Эти приступы тревоги и нерешительности еще более усиливаются, когда мы отдаем себе отчет в том, что наша жизнь — неповторимая и единственная и прожить ее нужно так… Ведь она не генеральная репетиция какой-то другой — правильной и настоящей.
Условия выбора
Основательно пересматривать свою жизнь любому из нас приходится на разных этапах: в подростковом возрасте мы выбираем свой путь, позже — спутника или спутницу жизни, а около сорока нас приводит в смятение «кризис среднего возраста»… Но похоже, что именно сегодня подобные приступы сомнения настигают нас все чаще.
«Сама мысль о том, что можно найти другую, более подходящую жизнь, буквально витает в воздухе, — говорит психотерапевт Александр Орлов. — Она становится некоей характеристикой времени, в котором мы живем». Все большее количество людей ощущают давление «груза возможных выборов», о котором писал датский философ Серен Кьеркегор: даже получив хорошее образование и работу, многие мечтают об ином… и одновременно испытывают страх все разрушить. Сегодня мы знаем, что на протяжении жизни у каждого есть возможность несколько раз сменить партнера — и при этом нам жаль расстаться с идеей вечной любви.
Раньше люди рождались с практически готовой биографией: семья и социальная среда во многом предопределяли жизнь
«В современном мире детство — пора открытий — затягивается до бесконечности, — говорит нарративный консультант Екатерина Жорняк. — Состояться можно в любой момент, когда угодно все в жизни поменять, а потому нам хочется все перепробовать! С другой стороны, мы понимаем необходимость не растратить себя, все успеть, сделать карьеру. Эти два равновеликих посыла общества с разных сторон давят на человека. В результате одни из нас никак не могут определиться, а другие живут с затянувшимся желанием изменить свою жизнь, но не решаются на это».
Постоянные дилеммы мешают принять и обозначить границы своих возможностей. Как говорит французский психоаналитик Жак Арен, «многие ищут место в этом мире, в то время как в нем нужно прокладывать собственную дорогу».
Еще несколько десятилетий назад люди рождались с практически готовой биографией: семья и социальная среда во многом предопределяли жизнь, и изменить ее было мало шансов.
«И сегодня в обществах, куда еще не добрался технический прогресс, жизнь традиционна и предсказуема: всем известно, в каком возрасте пройдет инициация, когда, согласно закону, должна начаться семейная жизнь, — говорит Екатерина Жорняк. — Советское общество парадоксальным образом тоже было предсказуемо, хотя и доступно прогрессу. Люди, конечно, ждали будущего, но при этом знали, каким именно оно будет». Заранее предопределенная судьба с почти пожизненно заданными культурными, социальными и идеологическими величинами ждала своего исполнения. Без возможности проявления своего «я», во всех его особенностях и неповторимости.
Где корни «перекати-поле»?
Их называют по аналогии с растением, которое ветер несет по пустыне. Такие люди не могут долго быть на одном месте, с одним человеком, на одной работе. Их часто считают инфантильными, ведомыми по жизни лишь нетерпеливыми детскими «хочу!». Но корни проблемы могут оказаться и в семейной истории такого человека.
«Среди его предков могли быть беженцы: им приходилось мгновенно сниматься с места, просто чтобы выжить, — объясняет Екатерина Жорняк. — Это умение жить, нигде не закрепляясь, — уже ненужное — может воспроизводиться и в следующих поколениях. И тогда человек будет переезжать, разводиться, увольняться, не позволяя себе иметь никаких привязанностей. Такие люди кажутся свободными, хотя у них есть лишь один выбор — непрерывно отказываться от чего-то. Но и с таким «наследием» можно работать».
Головокружительные возможности
Сегодня перед каждым лежит множество неисследованных путей. В СМИ чуть ли не ежедневно появляются герои, полностью изменившие свою жизнь и, кажется, счастливые: профессор оставил кафедру и преуспел в бизнесе, воспитательница детсада пишет бестселлеры, кто-то бросил все и отправился в кругосветное путешествие, кто-то женился и стал отцом в 70.
Множество историй о чудесных преображениях, вновь оживших желаниях, обретенной свободе. Как не задуматься о том, чтобы уйти, убежать от всего, что стесняет, в какую-то другую, «истинную» жизнь! «Сегодняшний мир расширяет наши возможности, но не дает четких правил, — говорит Екатерина Жорняк. — И эта неопределенность рождает дополнительную тревогу: если выбор слишком широк, гораздо труднее выбрать то, что тебе действительно нужно».
Неверно думать, что где-то есть готовая жизнь, абсолютно тебе адекватная. Но меняться, искать и пробовать необходимо
Кого никогда не посещало желание все изменить «до основанья, а затем…»? Но обязательно ли при этом менять место жительства, работу, спутника жизни — или же стоит обратить свой взгляд внутрь себя? Найти себя такого, каким никогда не хватало смелости стать? Стоит ли бороться за свои юношеские мечты? Или же полезнее учиться жить в существующей реальности?
«Наша жизнь сегодня похожа на супермаркет, — говорит Александр Орлов. — Разнообразие занятий, профессий, общения нас очаровывает и увлекает. Но важно понимать, из каких внутренних оснований исходят те выборы, которые мы совершаем».
Прежде всего мы говорим о том желании внутреннего развития, которое и должно стать первым шагом к конкретным и решительным переменам. Цель? Найти такой образ жизни, который подходит именно нам — своеобразный, уникальный, соответствующий нашим жизненным ценностям и нуждам.
«Неверно думать, что где-то есть готовая жизнь, абсолютно тебе адекватная, — говорит Александр Орлов. — Но меняться, искать и пробовать необходимо». Слушая себя и сознательно двигаясь вперед, мы приобретаем способность одновременно осознавать свои глубинные желания и границы своих возможностей, активно и с интересом участвовать в жизни, какими бы ни были ее события, с вниманием относиться к другим, не теряя своей цельности.
Книги на тему
- Ирвин Ялом. Психотерапевтические истории. Эксмо, 2005.
- Альфрид Лэнгле. Жизнь, наполненная смыслом. Генезис, 2004.
- Джон О'Фаррелл. Это твоя жизнь. Фантом Пресс, 2004.