Ирвин Ялом — американский психиатр и психотерапевт, один из основателей школы экзистенциальной психотерапии, автор бестселлеров, переведенных более чем на 20 языков мира. В 2021 году ему исполнилось 90 лет. И в этом же году на русском языке вышла его книга, написанная совместно с женой Мерилин Ялом, — «Вопросы смерти и жизни».
Супруги начали работу над ней, когда у Мерилин обнаружили рак. Психотерапевт, привыкший консультировать своих пациентов, впервые должен был давать советы самому себе. Ирвину Ялому пришлось пройти через тяжелое испытание: наблюдать, как угасает самый близкий на свете человек и научиться жить без любимой. Супруги, прожившие душа в душу 65 лет, делятся с нами своим опытом, рассказывают, каково это — жить и любить без сожалений.
Вспоминаем мудрые слова Ирвина Ялома из этой и других его книг.
О решениях
Хотя я делаю вид, что безоценочно принимаю любое решение человека, я втайне делю их на медные, серебряные и золотые. Некоторых людей всю жизнь подгоняет мысль о торжестве мести; другие, полные отчаяния, мечтают лишь о мире, отрешенности и свободе от боли.
Некоторые люди посвящают свою жизнь достижению успеха, богатства, власти, справедливости; другие находятся в поиске самосовершенствования, погружаясь в различные формы бытия: любовь или божественную сущность. В то же самое время еще одна группа людей находит смысл жизни в самореализации или творческом самовыражении. («Мамочка и смысл жизни»)
О смелости
Из всех идей, с помощью которых я пытался унять страх смерти у своих пациентов, ни одна не была более действенной и притягательной, нежели идея жить без сожалений. Мы с женой не жалеем ни о чем — мы жили полно и смело. Мы не упустили ни одной возможности узнать что-то новое и взяли от жизни все, что могли. («Вопрос смерти и жизни»)
О драгоценности жизни
Нередко я прибегаю к наглядному упражнению — прошу пациента провести на листе бумаги черту, а потом говорю: «Пусть один конец этой черты символизирует ваше рождение, а другой — вашу смерть. А теперь, пожалуйста, поставьте на этой линии отметку, определяющую, где вы сейчас, и поразмыслите над этим».
Практически у всех это упражнение вызывает более глубокое осознание драгоценной мимолетности жизни. («Как я стал собой. Воспоминания»)
Об отношениях
Это звучит парадоксально, но мы сильнее печалимся не о потере тех, с кем у нас были наполненные отношения, а о потере тех, в отношениях с кем было много неудовлетворенности и незавершенных дел. («Все мы творения на день»)
О свободе
...С экзистенциальной точки зрения свобода неразрывно связана с тревогой, поскольку предполагает, в противоположность повседневному опыту, что мы не приходим в мир, раз навсегда созданный по некоему грандиозному проекту.
Свобода означает, что человек сам отвечает за свои решения, поступки, за свою жизненную ситуацию. Хотя слово «ответственность» можно употреблять в разных значениях, я предпочитаю определение Сартра: быть ответственным означает «быть автором», то есть каждый из нас является автором своего жизненного замысла.
Мы свободны быть какими угодно, кроме несвободных: говоря словами Сартра, мы приговорены к свободе. На самом деле некоторые философы делают даже более сильное утверждение о том, что структура человеческой психики определяет структуру внешней реальности, сами формы пространства и времени.
Именно в идее самосозидания и заключена опасность, вызывающая тревогу: мы — существа, созданные по своему собственному проекту, и идея свободы страшит нас, поскольку предполагает, что под нами — пустота, абсолютная «безосновность». («Лечение от любви»)
О верности себе
Когда порой я чувствовал себя несчастным, это случалось потому, что я принимал себя за кого-то другого, а не за того, кто я есть на самом деле, и оплакивал горе и несчастье другого человека.
Помни, если ты будешь настойчив, те же люди, что когда-то смеялись над тобой, станут впоследствии восхищаться тобой... Помни, что если ради того, чтобы доставить удовольствие кому-то, ты увлечешься внешним, это верный признак того, что ты изменил заданному пути. («Шопенгауэр как лекарство»)
О причинах проблем
Пока вы думаете, что причина жизненных проблем лежит вне вас, в вашей жизни не произойдет благоприятных изменений. Пока вы будете перекладывать ответственность на других, которые якобы плохо с вами обходятся, — это может быть и муж-грубиян, и требовательный начальник, не желающий войти в ваше положение, и дурная наследственность, и непреодолимое давление, — вы так и останетесь в тупике.
Вы и только вы сами ответственны за ключевые стороны жизненной ситуации, и только вы в силах их изменить. Даже испытывая сильнейшие внешние ограничения, вы все же вольны выбрать, как именно их воспринимать. («Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти»)