Разноцветные лоскутки, тесемки, ленты, нитки. В руках участников группы они постепенно превращаются в куклы. И хотя все, следуя указаниям мастера, выполняют одни и те же действия, двух похожих кукол не бывает. Потому что их создатели разные, а кукла — всегда отражение индивидуальности ее автора.
Для изготовления традиционной куклы используют только натуральную и часто ношеную ткань, которую легко рвать на лоскутки. Ткань, предназначенную для тулова куклы, не режут ножницами, не шьют, не колют иголкой, потому что это символ живого тела. Куклы часто мотают и скручивают. И какого размера лоскуток, и как туго он свернут, определяется в конечном итоге автором куклы.
Цвет одежды для куклы участники также подбирают по своему вкусу. Так, чтобы нравилось. Это позволяет выразить свое состояние, отреагировать актуальные переживания и сделать видимым особенности характерологических черт через куклу.
Законы мироздания
Считается, что традиционная кукла содержит в себе универсальные законы мироздания, выраженные в символической форме. И мы их познаем через процесс. Не интеллектуально, а непосредственно, в рукотворчестве, пропуская это знание через себя.
Тулово куклы содержит в себе архетипические символы: столбец (сила), крестец (целостность), узел (защита) и мешок (достаток). Например, скатывая лоскуток в плотный столбик, основу для тулова куклы, мы осваиваем символ стойкости, силы внутреннего духа, опоры и уверенности. Или, создавая тулово в форме креста, мы соприкасаемся с символом заботы о своей беспомощной части — горизонталь поддерживается вертикалью, — и с символом четырех сторон света.
В некоторых куклах в месте пересечения вертикали с горизонталью используется еще и косой крест, женский символ плодородия. Соединение двух крестов образует годовой солнечный круг: весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние и переходное время солнца.
Так мы приглашаем к себе благополучие и порядок, когда все на своем месте. Еще этот символ содержит в себе число «семь», как древнее заклинание о воплощении «Я» семь раз.
Так кукла является переходным мостиком между материальным и духовным миром, соединяя в себе переходы и гармоничное слияние противоположностей. Смерть рождает новую жизнь, которая содержит в себе динамическое равновесие встречи двух начал — мужского и женского, и встраивается в общую систему триединства мира: верхнего (духовного), среднего (социального), нижнего (традиционного, мира предков).
Мотая куклу, мы выстраиваем через движение символические связи внутри себя, соединяя верх и низ, право и лево, лучше понимаем собственный эмоциональный мир и начинаем им управлять. Например, обозначая в тулове куклы три части: верхний — духовное и мысли, средний — душевное и отношения, нижний — корни и традиции как основа, на которой мы стоим, — мы сонастраиваем эти миры внутри себя.
На разные случаи
Мир кукол разнообразен. Есть куклы для игры, для проведения обряда и для оберега, поддержки или исцеления. Каждая обереговая кукла для особого случая: поддержать, защитить, исцелить, восхвалить, привлечь благо или добрую весть. Приведу несколько примеров.
Всем нам знакома кукла Столбушка из сказки про Василису — кукла родительского благословения и символ поддержки и стойкости. В ее тулове ключевой элемент — столбец, а дополнительный — мягкие «живые» руки, как символ поддержки и помощи.
Когда Василисе Баба Яга давала испытание, она кормила куклу крошками хлеба, приговаривая «куколка, покушай, мое горе послушай», и та помогала. Поэтому кукла Столбушка становится символом поддержки внутренней стойкости в трудные минуты жизни.
Если ребенок плачет, взрослый достает куколку, проводит ею по слезкам-дорожкам и приговаривает: «Не плачь»
Еще один пример куклы, в основе которой лежит столбец. Это Пеленашка — самая первая кукла в жизни ребенка, ее крутили при рождении младенца. Ее тулово — столбик размером с ладошку. Она — символ жизнестойкости духа, который с нами с рождения. Эта куколка помогает младенцу почувствовать себя живым.
Если ее зажать в кулачке, через некоторое время можно почувствовать, как в ладошке тукает сердечко. Это, конечно, пульс в пальцах. Но благодаря этому действу мы уже не одиноки и чувствуем себя живыми.
Еще одна кукла раннего детства — узелковая кукла «Утешница». Яркая, с мягким тельцем и платочком на голове с длинными углами, чтобы «слезки утирать». Обычно она хранилась у сердца того, кто заботился о ребенке, и вбирала в себя родной запах.
Если ребенок плачет, взрослый достает куколку, проводит ею по слезкам-дорожкам и приговаривает: «Не плачь». То есть проводит по лицевым мышцам, которые напрягаются во время плача, и это движение запускает работу парасимпатической системы, напряжение снижается.
Когда успокоение приходит, кукла возвращается обратно к сердцу. Так кукла помогала в формировании навыков контейнирования. Утешница помогает и взрослым, и также способствует развитию навыков контейнирования различных эмоциональных переживаний. Ведь всем нужно утешение.
Неспособных нет
Каждый умеет делать кукол. Это умение нашего тела. И я много встречалась с удивлением людей, когда они держат в руках свою первую смотанную куклу, приговаривая, что «это невероятно: моя кукла, и она — такая красивая». И среди делания можно выделить два способа — авторский и традиционный.
Если делать куклу по своему наитию, получится авторская. Она также отражает наши переживания, настроение, взгляд на мир и содержит «персональную» формулу понимания мира. Если делать куклу, следуя канонам, пришедшим к нам из глубины веков, то это кукла традиционная.
Помимо личной истории, она приглашает нас к исследованию и диалогу с универсалиями мироздания. Первые свои традиционные куклы лучше делать с мастером, чтобы освоить основные моменты сворачивания кукол и связывания частей, познакомиться с правилами делания, переданными через поколения. Потом можно продолжать самому.
На терапевтических сессиях мы делаем куклу вместе: важен и сам процесс ее создания, который отражает отношения клиента с миром и с собой, и кукла как арт-объект. Кроме того, клиент ведет с куклой диалог, формулируя пожелания, вопросы и ответы.
Без лица
В традиции считается, что если у куклы есть лик, то у нее есть персональная душа и с ней можно вступать в диалог, как с Другим. Безликая же кукла становится отражением души ее хозяина. Поэтому обереговые куклы часто или безликие, или с обережными знаками на лице, такими, как намотанный нитками крест, или нарисованными символами. Игровые куклы — с лицами.
В игре кукла играет роль Другого, с кем надо вступить в отношения, взаимодействовать и быть в разных ролях. Кукла без лица иногда может вызывать страх. Можно предположить, что он появляется, если в опыте есть травма потери идентичности, невозможность встречаться с болью, отраженной в «пустом» лице. В пугающей безликости всплывают истории, которые открывают боль раннего детства.
Мне вспоминается один случай. Однажды на сессии мы делали куклу «Девкина забава». У этой куклы есть особенность в строении — одна длинная ручка, которая обнимает сердце куклы. Клиентка, сделав куклу, тихо произнесла, что не может смотреть в пустое лицо и хочет нарисовать глазки. Я предложила их нарисовать. Она сделала куколке глазки-щелочки, будто та спит.
Уже дома спустя время она дорисовала глаза, как будто кукла их открыла. И после этого она смогла вспомнить и встретиться с очень ранним переживанием своей невидимости, оставленности. С раннего возраста ее оставляли дома одну, уходили на долгое время. Эти воспоминания сначала пришли как телесное ощущение пугающей пустоты. Потом они подтвердились свидетелями ее детства.
Переходное пространство
Кукла олицетворяет собою проявленный символ переходного пространства: мостик между миром предков и живых людей, между бессознательным и сознанием. С помощью куклы мы делаем видимыми все аспекты нашей телесности — от образа тела до трансгенерационных связей.
И кукла обнимает своей символической вместимостью все человечество, вне зависимости от пола, расы и возраста. И сопровождает человека с самого начала его пути на Земле, об этом свидетельствует множество исторических находок.
Включение создания куклы в терапевтический процесс подходит не только для женщин, как иногда думают. Мужчины, мальчики, юноши тоже делают кукол. И в кукольном мире тоже есть деление на мир младенчества, женский и мужской, что отражает развитие гендера в мире психики.
Так, есть три типа кукол: ляльки-малыши, кукла-баба как женское божество и куклак — мужская кукла. Однако правда и то, что в традиционных куклах чаще встречается женский образ, который символически соединяет в себе оба начала, мужское и женское, мягкое и твердое и т.п., как символ жизни.
Кукла — символ переходного мира, поэтому чтобы приступить к созданию куклы, нужно совершить ритуал перехода. Как это происходит? Вначале появляется история куклы, после — я приглашаю участников к телесному разогреву.
Ведь куклу мы делаем не головой, а руками, которые соединены с сердцем, и все идет от живого тела, наполненного мудростью поколений. Я использую в переходах символический язык движений и музыку. Она создает атмосферу для работы именно с этой куклой, но продолжит звучать и после танца.
Например, в делании куклы «Тульская барыня», которая стоит подбоченясь, важно сонастроиться с плетением рук в виде косы из трех полотен, как символом управления своей судьбой, встречаясь с силой Богини Макоши и ее двух помощниц, Доли и Недоли.
Мы начинаем готовиться к этому действию в танце, я выстраиваю хореографию так, чтобы после можно было воспроизвести эти движения и позы уже на территории рукотворчества. Когда кукла готова, мы проводим «оживление» куклы, ведь родить-сделать мало, надо ее оживить — вступить с ней в диалог.
Для каждой куклы есть свои особые способы. Основной — нужно начать с ней взаимодействовать в движении и разговаривать. Вступить в телесный контакт — взять в руки и начать говорить. А после сессии кукле надо дать место, определить, где она будет жить: в сумке или на полке. Важно продолжать с ней взаимодействие, развивая свою способность включать воображение.
В сокровенном разговоре можно услышать или совет, или утешение, — зависит от того, что это за кукла. Если она больше не нужна, ее можно бережно разобрать, ведь она не сшита и снова может стать кусочками материи. Если же кукла потерялась или развалилась на кусочки, не страшно. Это не крах, а переход. Я приглашаю каждого относиться к куклам без фанатизма магического мышления. Всегда есть возможность пересобрать или сделать новую куклу.
Об эксперте
Елена Буренкова — танцевально-двигательный и арт-терапевт, супервизор, преподаватель, руководитель программы профессиональной переподготовки «Мультимодальная терапия творчеством» Института практической психологии и психоанализа (Москва).