Игра «Лила»: может ли настолка с индийскими корнями заменить психолога
Фото
Shutterstock/Fotodom

Истоки

«Лила» — трансформационная игра, опутанная мифами и легендами о своем происхождении. Единственный источник информации о ней — книга «Лила. Игра самопознания», изданная в 1980 году. Ее автор — Хариш Джохари — индийский слэш-карьерист (и художник, и певец, и шеф-повар, и философ в одном лице). Он создал ремейк игры, придуманной 2000 лет назад индийскими мудрецами на основе вед — древних священных писаний на санскрите (по словам автора), и описал ее в своей книге.

Авторы древней версии игры — индийские философы. Они связали сознание человека с законами индуизма. И получившийся гибрид запаковали в настольную игру с философским названием «Лила», что на санскрите означает «божественная игра». Эта концепция легла в основу и других подобных игр для самопознания в Индии. Одну из таких археологи обнаружили во время раскопок и отнесли ее к ХI веку до н.э.

Суть

Игра «Лила» тесно переплетается по смыслу с философией йоги и индуизма: душа не умирает, а переходит от одного тела к другому. И все это происходит по кармическим законам — каждое действие, которое совершает человек, имеет свои последствия. Именно они влияют на происходящие события в жизни. 

В «Лиле» нет ни идей, ни целей, ни ответственности: предполагается, что жизненные сюжеты в этой игре проигрываются не под действием мыслительного процесса игрока, а под влиянием кармы и божественной силы. Именно они влияют на конечный результат игры — осознание своего «Я», то есть освобождение от внешних навязанных установок. В «Лиле» это называется достижением Космического сознания. 

Условия

В эту игру можно играть как самостоятельно — продаются специальные игровые наборы, так и с сопровождающим — в группе или индивидуально. Это как в спорте — можно заниматься с тренером, а можно без. Все зависит от финансовых возможностей игрока: цена за самопознание варьируется от одной тысячи за небольшой набор для личного пользования до 200 тысяч рублей за индивидуальную игру с раскрученным проводником (ведущим). 

Продолжительность игрового сеанса предугадать невозможно. Кто-то может дойти до конца за 20 минут и познать самого себя. Кому-то и 10 часов не хватит, чтобы закончить игру. А кто-то и вовсе не сможет войти в нее — не позволят кармические силы.

Правила и ход игры

Вход в игру одинаковый для всех, независимо от стоимости. Необходимо правильно сформулировать свой вопрос и кинуть игральный кубик. Если выпадает цифра 6 — значит, вопрос задан от чистого сердца, и вы в игре. Если другая — нужно пробовать еще. Тот, кто смог войти в игру, помещает свой символ (личный предмет) на игровое поле и начинает делать ходы по клеткам, в зависимости от вновь выпавших на кубике цифр. 

Игровое поле состоит из 72 клеток, которые символизируют эмоции и чувства: гнев, заблуждение, алчность, сострадание, радость и другие. Самая главная клетка — под номером 68. В начале игры она символизирует рождение. В конце, если игрок сможет на нее вернуться, — достижение Космического сознания. Помимо клеток на поле есть змеи и стрелы. Попадая на змею, игрок опускается по ее хвосту, отдаляясь от Космического сознания. А если на стрелу — поднимается, становясь все ближе к познанию своего «Я». 

Несвязанные взаимодействия 

Предполагается, что духовное равновесие помогает попадать на нужные клетки, в которых заложены позитивные эмоции, и продвигаться вверх. А эгоизм, наоборот, отдаляет самопознание. Но сам человек никак не влияет на это процесс. Все зависит только от цифры на кубике, которая выпадает под влиянием божественной и кармической силы. А связь с доской, по мнению создателя игры, устанавливается с помощью «синхроничности». Это понятие ввел Карл Юнг. Оно означает связь между независимыми друг от друга событиями.

Проводник в игре — кто он?

Ведущими в этой игре становятся как профессиональные психологи, так и бизнесмены, экономисты, домохозяйки — то есть все, кому интересно направлять человека по его жизненной линии за определенную плату. Главное, считают игропрактики, обладать эмпатией и владеть в совершенстве правилами игры. Обучиться этому эзотерическо-психологическому ремеслу предлагают на различных курсах: кто-то обещает сделать это за один день, а кто-то за месяц. Все зависит от того, кто проводит эти курсы, и от наполненности кошелька желающего овладеть мастерством.

«Если повезет, то игра может подтолкнуть к каким-то интересным осознаниям»

Анна Соколова, клинический психолог

Почему для самопознания выбирают «Лилу» эзотерическую игру без научно-доказательной базы? 

Мотивы участия в этой игре могут быть разные. У кого-то не складывается личная жизнь, и человек надеется с помощью игры разобраться, почему так происходит. Кого-то привлекает новый опыт, общение или желание узнать про себя что-то новое. Вообще, стремление к пониманию себя для человека очень естественно. Вопрос «Кто я?» волнует каждого. Не зря древние греки считали познание себя главной задачей человека. А игра — это легкий и приятный способ сделать шаг на этом пути, а также найти ответ на свой запрос.

Кроме того, многим хочется верить в магию и простые решения, что можно прийти, потратить один вечер, побросать кубики, и это изменит их жизнь. Было бы хорошо, конечно, если бы это стало возможно. Но обычно для серьезных изменений в жизни требуется время и серьезные личные усилия. Такова реальность нашей жизни. Хотя понимаю, что порой действительно не хватает волшебства. 

Может ли игра, где твой ход зависит от выпавшей цифры на кубике, помочь в саморефлексии?

В познании себя может помочь любой жизненный опыт, если мы внимательны к своим переживаниям и склонны задумываться о том, что с нами происходит. Например, вы отправились в поход в горы и лучше узнали, как вы справляетесь с трудностями и какая у вас выносливость. Для познания себя игра совсем не обязательна. Но в то же время она может помочь, поскольку заточена под то, чтобы человек начал прислушиваться к себе и сформулировал свой запрос. А для этого его тоже нужно сначала осознать. 

Также в процессе игры актуализируются различные переживания. Комментарии ведущего могут вызывать какой-то внутренний отклик или натолкнуть на размышления. Поэтому этот опыт игры может способствовать самопознанию, если человек будет внимателен к своим эмоциональным реакциям в игре и стараться их понять, а не принимать на веру все, что ему говорит проводник.

Одна игра может заменить месяцы и годы психотерапии. Так ли это?

Скажу, что это рекламный ход, не имеющий под собой никаких оснований. Он аналогичен обещанию, что, приняв одну волшебную пилюлю, вы сможете похудеть на 20 кг без диет и изнуряющих тренировок. Психотерапия тоже бывает разная, потому что, к сожалению, в этой области много непрофессионалов. Поэтому выбор терапевта важен. Однако хорошую длительную психотерапию сложно сопоставить с однократной игрой. Если повезет, то игра и ее ведущий могут подтолкнуть к каким-то интересным осознаниям. Если человек после игры будет их обдумывать, то, возможно, это сможет помочь ему принять какие-то новые решения в своей жизни.

И если у него нет больших проблем в жизни: он эмоционально хорошо себя чувствует, у него есть семья или близкие романтические отношения, друзья и интересная работа — то и психотерапия ему не нужна. Игра в этом случае — новый интересный опыт и повод поразмышлять о себе и жизни. Однако если у человека есть серьезные длительные проблемы, будь то в эмоциональной, личной или профессиональной жизни, то тут, без сомнения, нужна психотерапия.

Роль проводника: возможно ли сочетать несочетаемое (психологию, эзотерику, духовное саморазвитие)?

Роль ведущего, действительно, очень важна. А именно его понимание бессознательных процессов и эмпатия. А также умение создавать безопасное пространство, понимать и поддерживать участника в процессе игры, управлять групповой динамикой (если это групповая игра). Так как во время игры участники самораскрываются и становятся более уязвимыми, чем в обычной жизни. А также воспринимают ведущего как авторитета, каждое слово которого имеет большой вес. Поэтому во многом от него зависит, насколько этот опыт будет положительным и эффективным или, наоборот, неприятным и разочаровывающим. 

Психологическое образование у проводника было бы, безусловно, полезно, но, увы, ничего не гарантирует. Игра действительно позиционируется на стыке психологии, космической энергии и эзотерики. На что именно будет сделан акцент — зависит от ведущего и склонности самого человека верить в мистические процессы. В результате действенность игры будет складываться из индивидуальных особенностей участника, глубины его текущих проблем и личности проводника. Однако в любом случае игра не является панацеей.

Клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт

Личный сайт