Никакой эффект Даннинга-Крюгера, может быть, и не открыли бы, если бы не анекдотичная история, произошедшая в Питтсбурге в 1995 году. Некто МакАртур Уиллер и Клифтон Джонсон средь бела дня ограбили два банка с невиданной прежде дерзостью. Преступники энергично размахивали оружием под носом у кассирш, совершенно не заботясь о том, чтобы замаскировать лицо или спрятаться от камер. Естественно, грабителей быстро арестовали.
Когда Уиллеру показали запись с камеры наблюдения, он был потрясен и только и смог пробормотать: «Но я же намазался соком!» Выяснилось, что Уиллера ввел в заблуждение его сообщник. Джонсон сказал ему, будто, если намазать лицо лимонным соком, его нельзя будет разглядеть на пленке. По аналогии с невидимыми чернилами: если написать на листе бумаги что-то лимонным соком, а потом прогреть лампой или утюгом, слова проступят. Позже Уиллер признался полиции, что перед ограблением провел эксперимент: измазался соком и сфотографировался на Polaroid. Лица на снимке действительно было не разглядеть. Судя по всему, фотоаппарат был неисправен, что стоило герою этой истории свободы.
Дело Уилера так и осталось бы просто забавным случаем из криминальной практики, если бы ее случайно не услышал по ТВ профессор социальной психологии Корнельского университета Дэвид Даннинг. Последний пришел к мысли, что «если Уилер был слишком глуп, чтобы быть грабителем банков, возможно, он также был слишком глуп, чтобы осознать, что он слишком глуп, чтобы быть грабителем банков». Другими словами, глупость преступника помешала ему понять, что он некомпетентен.
В чем заключается эффект Даннинга-Крюгера
Вместе со своим аспирантом Джастином Крюгером Даннинг взялся изучить этот феномен. Они провели эксперимент: задавали студентам вопросы о грамматике, логике и юморе, а потом просили оценить свои собственные ответы. В результате участники с самыми низкими оценками посчитали, что справились с тестом лучше остальных. И наоборот: студенты с лучшими ответами были уверены, что справились хуже, чем дело обстояло в реальности.
Даннинг и Крюгер заключили, что дилетанты склонны переоценивать свои навыки. Не видя всей картины целиком, они просто не могут адекватно себя оценить. А действительно умные люди часто недооценивают свои знания: им кажется, что если задачи даются им легко, то, вероятно, они не такие уж и сложные. Это так называемый синдром самозванца, когда наши достижения кажутся нам не результатом наших трудов или знаний, а следствием везения или посторонней помощи.
Перевыполнил план на работе — просто повезло, преподаватель поставил пятерку — был в хорошем настроении
Однако неправильно думать, что эффект Даннинга-Крюгера делит людей на умных или глупых. Одаренные люди с высоким интеллектом тоже переоценивают свои навыки в незнакомой им области. Физик-математик может ошибочно полагать, что блестяще разбирается в геополитике, а опытный врач — в строительстве плотин.
Разумеется, сам эффект существовал и до Даннинга с Крюгером. Задолго до вышеописанных исследований о нем говорили ученые и философы. Достаточно вспомнить Дарвина: «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием». Или Бертрана Рассела: «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».
Простые примеры из жизни
Пресловутый эффект можно наблюдать почти во всех сферах человеческой жизни: от спорта до управления транспортом. Например, согласно статистике, в аварии на дороге чаще попадают люди с небольшим опытом вождения, но не только что сдавшие на права — об этом сообщает портал RG со ссылкой на ГИБДД РФ. Большинство тех, кто недавно распрощался со статусом пешехода, боятся оживленного движения и в течение года соблюдают предельную осторожность. Затем, в течение двух-трех лет, новички чувствуют себя матерыми водилами. И только на четвертый год вождения они могут объективно оценить свои навыки.
Его можно наблюдать и среди участников различных шоу талантов: от начинающих стендаперов до танцоров и певцов. Видя низкие оценки жюри, они огорчаются, недоумевают и лишь многим позже осознают свой реальный уровень.
А еще этот самый эффект вы наверняка не раз наблюдали в тренажерном зале: часто новички пытаются взять куда больший вес, чем могут в действительности. Возможно, вы и сами были в шкуре человека, который повесил на гриф пару-тройку лишних блинов и не смог в результате сделать ни одного подхода.
Как бороться с эффектом Даннинга-Крюгера
Чтобы не стать жертвой этого когнитивного искажения, нужно учиться и практиковаться. Чем больше знаний по теме вы получите, тем лучше станете понимать, как много еще предстоит узнать. Процесс обучения можно изобразить на графике: знания и опыт — это горизонтальная прямая, а уверенность в себе — вертикальная прямая.
Когда мы только начинаем осваивать какую-либо область, наша уверенность растет гораздо быстрее, чем реальные знания. В какой-то момент она достигает максимума — эта точка называется «Пик глупости». Некоторые дилетанты, к слову, остаются в этой точке на всю жизнь, думая, что являются экспертами. По мере углубления в детали умному человеку открывается истинная степень его некомпетентности и он погружается в так называемую «Долину отчаяния». Это точка, в которой соблазн забросить начинание наиболее велик: к примеру, после полугода обучения иностранному языку вы понимаете, как много еще не знаете, и погружаетесь в уныние.
Хорошая новость в том, что если перебороть минор и собраться с силами, из этой точки вы уверенно пойдете вверх по графику — на «Склон просветления». Это стадия, когда вы уже довольно опытны и сведущи, можете реально оценивать свой уровень и понимаете, над чем еще предстоит работать.