Скажем честно, лично я не всегда могу правильно и рационально структурировать время. И даже больше — я слишком люблю бездельничать… Частенько вместо того, чтобы заниматься делами, весь день валяюсь с книжкой или вообще слоняюсь без дела. Однажды в разговоре с приятельницей, когда я в очередной раз жаловалась, что мне ни на что не хватает времени, она вдруг спросила: «А знаешь ли ты, сколько его уходит на то или иное занятие?» Я задумалась. А потом взяла в руки секундомер…
Сказать, что меня удивило то, что я обнаружила, значит не сказать ничего. И я поспешила к подруге за объяснениями, поскольку она заговорила о секундомере не случайно, а рассказывая о системе ведения хозяйства Flylady. С этого все и началось.
Ключевые моменты
Систему оптимального ведения домашнего хозяйства придумала американка Марла Силли (Marla Cilley) в 1999 году. На английском это слово обозначает «летающие леди» или, что веселее, — «реактивные домохозяйки». Смысл системы можно свести к двум основным моментам: ведение домашнего хозяйства должно приносить радость и занимать мало времени.
Мечта? Реальность! Вход в систему начинается не с наполнения ведра водой, а с приведения себя в порядок. Этот маленький, но очень важный момент ни в коем случае нельзя игнорировать: на уборку как на праздник. Вы должны быть одеты так, чтобы в любой момент могли открыть дверь и встретить… если не мужчину своей мечты, то по крайней мере гостей. Легкий макияж, практичная прическа, удобная, красивая одежда. Старые тренировочные брюки и полинявшая футболка решительно не подойдут, уверяют адепты подхода. Следующий, наверное, самый революционный момент в этой системе, — это обувь на шнурках. Она важна по нескольким причинам. Во-первых, ее труднее снять, а в обуви вы, скорее всего, не сможете развалиться на диване, во-вторых, в ней гораздо удобнее передвигаться по дому.
Первые шаги
Начнем с приятного — женщины, использующие эту систему, не тратят выходные дни на домашние дела. В выходные они отдыхают и приятно проводят время, а занимаются домом только в будни. Как это у них получается? Тут надо рассказать еще о двух «волшебных» функциях, которые они используют, — это таймер и секундомер.
Разделим квартиру на зоны, и одну неделю в месяце будем посвящать уборке каждой зоны. Например (деление приводится условно): первая зона (первая неделя месяца) — прихожая, ванная, туалет; вторая зона (вторая неделя месяца) — кухня; третья зона (третья неделя месяца) — гостиная; четвертая зона (четвертая неделя месяца) — спальня. Можно поделить квартиру не на четыре зоны, а на пять.
Главное: вы уделяете уборке только 15 минут в день, но в неделю на уборку одной зоны тратится целых 75 минут (1 час 15 минут). Чтобы точно знать, сколько прошло времени, заводим таймер на 15 минут. Это очень важно — работать строго по таймеру, и как только раздается сигнал, что время истекло, работа доводится до какого-то логического конца и прекращается. Вы удивитесь, как много всего можно сделать за это время. Если я, к примеру, убираю в прихожей, я успеваю разобрать и протереть обувь, убрать лишнее в коробки, разобрать и сложить аккуратно платки, шарфы и шапки, что-то отнести в стирку, выбросить скопившиеся чеки, протереть зеркало… Звонок таймера. На сегодня все.
Завтрашний день — снова первая зона, снова прихожая. Убираю лишнюю одежду в шкаф, предварительно чищу ее щеткой… Таймер еще не прозвонил? Тогда иду в ванную: выбрасываю старые кремы, расставляю флаконы на полочке, меняю полотенца, протираю зеркало, пол… Звонок таймера. На сегодня все. И так далее, еще три дня. Главный принцип — работать строго по таймеру. Если именно 15 минут найти никак невозможно, то заведите таймер на 5 минут. Один из девизов системы — «Пять минут есть у каждого». Оправдания не принимаются!
Строго по часам
Помните, мы говорили, что помимо таймера нам понадобится секундомер? Он нужен для того, чтобы понять, сколько времени требуется на выполнение того или иного дела. Но вовсе не для того, чтобы устраивать соревнования, кто быстрее, — ни в коем случае. Включаем секундомер и приступаем к работе в своем темпе. Когда работа закончится, выключаем секундомер и смотрим, сколько времени было потрачено. Это очень интересный и при этом невероятно простой прием. Вас ждет масса сюрпризов. Протереть пыль с компьютерного столика — 11 минут (было ощущение, что три часа). Погладить двуспальный комплект белья — 16 минут (а не полдня, как казалось). Поверьте (или проверьте), что на просмотр новостной ленты в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) вы тратите гораздо больше.
Строго по нотам
Следующий пункт в системе — составление списков. Есть люди, которые любят списки, а есть те, которые не любят. Я отношусь (точнее, относилась) ко вторым. Мне казалось, что я и так все знаю, все помню и ничего не забываю. Тем не менее, критически оглядываясь назад, я понимаю, что помнила я очень мало, а делала еще меньше. Теперь у меня есть красивый блокнот, в который я записываю даже самые мелкие мелочи: «заменить батарейку в часах», «посмотреть расписание», «купить маме газету», «зайти на сайт театра»… Отдельный разговор — списки продуктов. В суматохе магазина легко забыть купить важную мелочь и уже дома страшно огорчиться, оказавшись без нее в нужный момент. Списки помогают мне увидеть в объеме масштаб предстоящих дел и событий. Главное, не забыть внести в список пункт «составить список». А уж какое удовольствие вычеркивать сделанные дела! Составлять списки стоит хотя бы ради этого.
Работа в горячих точках
В каждой квартире есть отдельные места, которые слишком быстро обрастают грязью или хламом. Разумеется, они требуют к себе особого внимания. Так, сантехнику и раковины по этой системе нужно мыть каждый день. Без чистой, сияющей сантехники помещение никогда не будет выглядеть убранным. Более того, даже если кухня или ванная комната находятся в данный момент не в идеальном состоянии, идеальная раковина создаст ощущение, что в помещении чисто и убрано. Такова магия раковины.
Еще немножко о раковинах, точнее о посуде. Хорошие новости: посуду можно не мыть. Но только до тех пор, пока ее количество не превысит трех единиц. То есть, если после завтрака остаются чашка, тарелка, вилка — смело можно оставить их до следующего раза. Но как только к этой компании присоединится, например, еще одна тарелка, ничего не поделаешь — надо мыть. Напомню еще раз, что система призвана не усложнить нашу жизнь, а сделать ее проще. Четыре предмета моются в среднем три минуты. А на разбор и мытье накопленной посуды уходит 30 минут.
Система помогает не только содержать квартиру в безупречной чистоте и не накапливать дела. Благодаря ей можно научиться распределять время так, чтобы его хватало на все, чем мы любим или не любим заниматься. Отчасти благодаря этой системе я смогла найти время на изучение (в режиме «для себя») иностранного языка по очень простой, но волшебной формуле: 20 минут, но каждый день. 7 дней в неделю по 20 минут — это уже 2 часа 20 минут чистого времени.
Что можно сделать за 20 минут, спросите вы? Послушать песню, посмотреть в словаре и записать в тетрадку незнакомые слова с переводом. Чтобы завтра их выучить. Можно изучить грамматический урок, а на следующий день попробовать сделать упражнение (5–7 фраз). И хотя до настоящей Flylady мне еще далеко, уже в состоянии Flybaby — так в системе называются новички — мне перестало казаться, что время моей жизни уходит в никуда исключительно потому, что я не знаю, как и на что его потратить.