Что произошло? Во время выступления Нурлана Сабурова на сцену попыталась подняться украинская художница и активистка Юлия Косивчук — она была одета в длинное белое платье с красными пятнами, символизирующими кровь. Когда ее задержала охрана, комик спросил: «Простите, это месячные?» Зрительский зал взорвался смехом, девушку вывели.
А позже поднялась волна отмены концертов Сабурова в разных странах и коллективного осуждения его поступка в интернете. С одной стороны, возмутило то, что комик посмеялся над активисткой — это показалось неуместным, учитывая события, которым был посвящен перформанс. С другой — возмутила шутка, которая выглядела как высмеивание месячных.
Границы юмора: где они проходят
По словам гештальт-терапевта Анны Иванютенко, на приемлемость шутки можно смотреть с двух сторон: этики и психологии. И если подходить к юмору с позиции гештальт-подхода, то шутка возникает непосредственно в контакте ее автора и слушателей:
«И именно специфика и качество этого контакта будет определять, приемлема шутка или нет. Где она прозвучит: в мужской раздевалке спортзала или за столом на семейном обеде, где собралось несколько поколений людей? Посмеются ли окружающие или ранятся и оскорбятся?»
Так же, по мнению эксперта, стоит смотреть на произошедшее с позиции сексуальной культуры. «Приемлемы ли шутки, связанные со здоровьем и с организмом? Приемлемы ли шутки мужчин над женщинами и женщин над мужчинами?.. Это тоже всегда зависит от контекста, автора и аудитории. Автору важно сохранять чувствительность к реакции окружения. А окружению нужно быть чувствительным к собственной реакции и озвучивать ее. Если шутка не смешная, если она оскорбляет или дезориентирует, реагировать надо соответствующе», — считает Иванютенко.
Социальная ответственность vs право на ошибку
«Есть выражение „шутки ниже пояса“, а есть „ханжеская мораль“. Мне кажется, юмор — это что-то, что лежит между ними, — рассуждает психолог Виктория Дубинская. — Наверное, каждый сам определяет, что ниже, а что выше. Это дело очень субъективное».
Как считает эксперт, нужно различать виды и жанры юмора: «Есть юмористы-интеллектуалы — например, как Жванецкий, Задорнов. У них юмор другой был. Ребята же стендаперы иные. Они хотят шутить обо всем, не хотят границ. И в плане уровня юмора у них многое ниже пояса и выше головы. Но у них активный зал, который может шуметь, фукать или, наоборот, поддерживать. Там своя логика».
А как же социальная ответственность? Должен ли комик думать о том, что может задеть тех, кто не сидит непосредственно в зале, но так или иначе услышит его шутку? Или о том, что его высмеивание какого-то явления или сферы жизни может негативно сказаться на ней?
«Я как психотерапевт отношусь к юмору хорошо и считаю, что он должен быть любым, что должно быть право на ошибку, — отмечает Виктория Дубинская. — Какую-то ответственность за то, что произносим публично, мы, наверное, несем. И хотелось бы большей деликатности. Но опять же — это очень субъективная вещь. Я вот больше люблю теплый, интеллектуальный юмор, но понимаю, что все его виды имеют право на существование. Например, тот же сарказм и сатира — они не самые добрые, но необходимы. Так что к вопросу социальной ответственности…Тут социум может как-то сам регулировать происходящее: оставлять комментарии, свистеть, даже закидывать помидорами».
Шутки о месячных: допустимы или нет?
«Почему, когда мужчины видят где-либо красное пятно, то у них в голове автоматически формируется „шутка“ про месячные?», — спрашивает пользовательница Twitter @lwprc4.
«Так ****** [плохо] про месячные говорят те, кто не уважает женщин, их природу, их физиологию… А еще когда интеллект не позволяет сгенерировать что-то более остроумное, ну или шутка рассчитана на публику со средним умом», — продолжает пользовательница @lilisosoon.
Эти и другие комментарии в соцсетях указывают на то, что тема месячных — весьма спорный выбор для демонстрации остроумия, даже в качестве защитной реакции. Особенно если они звучат со стороны мужчин. Почему так? Хорошей иллюстрацией можно назвать исследование,
И вот что выяснилось:
51% мужчин считают неприемлемым для женщин открыто упоминать о своих менструальных циклах на рабочем месте.
При этом 44% мужчин признались, что шутили или комментировали настроение партнерши, когда у нее были месячные.
А 42% женщин рассказали, что испытывали стыд при менструациях из-за чужих комментариев. Каждая пятая женщина испытала это чувство из-за друга-мужчины, 12% «опозорил» член семьи мужского пола, а каждую десятую — одноклассник.
Значит, шутить о женском здоровье недопустимо? Но почему тогда сами женщины шутят о нем? И почему в интернете так популярны статьи в духе «50 таких грустных, но таких смешных шуток о месячных»?
Надо понимать, что запрет некой темы для юмора — это шаг к табуированию темы в целом, и в случае с месячными это особенно плохо.
Замалчивание и стигматизация темы месячных имеет много негативных последствий, которые мы, привыкнув к положению дел, можем даже не замечать. Женщины придумывают специальные выражения, чтобы «замаскировать» от окружающих (чаще всего от мужчин) то, что происходит: «эти дни», «критические дни». И даже более удивительные: «красный день календаря», «красная армия», «гости из Краснодара».
Они скрывают причины своего плохого самочувствия или изменения в планах — например, когда не могут пойти с компанией в баню или срочно должны пойти в аптеку. А также прячут гигиенические средства от глаз окружающих — в школе и университете, в офисе и даже в магазине, ведь нередко люди «оскорбляются», когда видят, что кто-то выкладывает на кассовую ленту прокладки и тампоны.
Кроме того, как показал опрос THINX, в месячные многие женщины вынужденно соглашаются на оральный или анальный секс, не выдерживая давления партнера.
Все это приводит к тому, что женщины нередко оказываются исключенными из домашней общественной жизни. А также, как писала секс-блогер Татьяна Никонова, сталкиваются с постоянной тревожностью и невозможностью открыто говорить о своих переживаниях.
Так что верным в данной ситуации кажется мнение пользовательницы @CrowKvazar: «Месячные — естественный процесс организма, поэтому шутить или вообще обсуждать их стоит. Не стоит табуировать женскую гигиену».
Юмор — один из способов снять стигму с месячных, сделать их обсуждение и само явление «нормальным» для общества. Вопрос в другом — кто и как о них шутит.
Можно подходить с позиции силы: смотреть снисходительно, свысока, тыкать пальцем, использовать стереотипные обороты про нелогичность, невнимательность или агрессивность, чтобы «разрядить» обстановку или объяснить поведение женщины, игнорируя другие факторы.
А можно иначе: с добротой, учитывая допустимость шутки здесь и сейчас и отношение женщины к этой теме в целом. А также рассчитывая с помощью шутки действительно развеселить человека, а не поддеть или указать на его, возможно, слабую позицию в моменте. Впрочем, это касается юмора на любую тему.