Психоз — одно из самых стигматизируемых в обществе состояний. Для него характерны галлюцинации — когда человек видит, слышит или чувствует то, чего на самом деле нет, бред — когда человек верит в то, что не является правдой, а также спутанное или искаженное мышление.
Психоз встречается при психических расстройствах — шизофрении, биполярном расстройстве, тяжелой депрессии, а также психотическом расстройстве, спровоцированном употреблением психоактивных веществ.
Люди, переживавшие это состояние, часто чувствуют себя изгоями
Общество боится их, а близкие не знают, как их поддержать. Вокруг психоза много предрассудков. Но люди, периодически переживающие это состояние, могут вести и ведут полноценную жизнь. Особенно когда у них и их близких достаточно поддержки.
Блогер по имени Бронвин по своему опыту знает, что именно чувствует человек в такие моменты. Она хорошо понимает, как тяжело приходится ее семье. Один из последних постов Бронвин посвящен тому, как родственники и друзья могут поддержать близкого, страдающего от психоза.
Мы остаемся собой даже в хаосе психоза
Во время психотического эпизода мы можем вести себя безумно и отвратительно. Все кажется запутанным и пугающим. И мы готовы послушаться кого угодно, лишь бы остановить это. Даже голоса внутри нашей головы. Мы можем решить, что вы — часть всего этого (чем бы оно ни было), и перестать доверять вам. Но мы — это по-прежнему мы сами. И мы не ненавидим вас.
Самое ужасное в психозе — это то, как он переворачивает все с ног на голову
Пожалуйста, поймите: мы отталкиваем вас только потому, что в этом состоянии нам кажется, что мы должны так поступить. Там, за ширмой болезни, мы по-прежнему остаемся теми, кого вы любите. Вам придется бороться за нас как никогда ранее. И нам очень жаль, что это так. Да, психоз меняет нас, но мы можем научиться справляться с ним.
Вам нужна поддержка не меньше, чем нам
Муж находил меня после попыток самоубийства. Он ходил к психологу, чтобы справиться с этой травмой. Ему было очень тяжело. И я буду чувствовать вину за это всю оставшуюся жизнь. Он слишком долго пытался быть слишком сильным и чуть было не сломался.
Вам нужно с кем-то делиться тем, что вы переживаете вместе с нами
С профессионалами или просто с друзьями и семьей. Наша болезнь, возможно, нанесла вам тяжелейшую травму. Пожалуйста, не страдайте в одиночку. Говорите с теми, кому доверяете. Найдите группы поддержки. Ищите то, что поможет вам справиться со своей долей страданий. Обеспечьте себе поддержку, чтобы быть в силах помогать нам.
Мы не поправимся в одночасье
Таблетки — не волшебная палочка. Они лишь притупляют боль. На них можно опереться, как на костыль, но они не починят нас. Первый шаг на пути выздоровления — найти смысл жить дальше. И на это нужно время. Возможно, нам понадобится терапия, чтобы разгадать загадку собственного мозга. Или — общение с людьми с похожим опытом, чтобы узнать, что помогло им.
Мы можем нуждаться в творческом самовыражении
Если мы потеряли работу, возможно, нам нужно будет найти новую, чтобы снова почувствовать себя нормальными людьми. Нам приходится адаптироваться снова и снова, пока все не встанет на свои места.
Сегодня мы можем набраться смелости выйти на работу, а весь следующий день пролежать под одеялом. Это не значит, что мы никогда не справимся с ситуацией или что вы не смогли помочь нам. Это значит, что нам все еще нужно время, чтобы вернуться к нормальной жизни. Пожалуйста, будьте к нам терпеливы и знайте: мы правда очень стараемся.
Не бойтесь подвергать сомнениям то, что говорят врачи
Во время своего первого эпизода я оказалась в больнице после передозировки. Я была недоверчива и необщительна. Врачи решили, что я притворяюсь (как я узнала позже из своей истории болезни), и отправили домой. Дали только снотворное и успокоительное, пообещав, что кризисные специалисты будут на связи. Муж не возражал — он подумал, что они знают, что делают.
Кризисные специалисты приходили, но это не помогло. И я оказалась в больнице после второй суицидальной попытки
Да, они профессионалы, у них за плечами годы обучения. Но они не видят нас каждый день. Они не знают, какие мы «в норме». Не бойтесь говорить, если вам кажется, что лечение не работает или его недостаточно.
Не нужно вести себя агрессивно. Но не стоит и бояться задавать вопросы, если вам кажется, что врачи делают что-то не то. У них так много пациентов, что иногда стоит напомнить о себе. Звонки пропускают, рецепты задерживают, а пациенты остаются наедине с собой. Не стесняйтесь напомнить им о нас.
Не бойтесь говорить нам правду
Мы живем в запутанном мире, полном боли, но это не значит, что нам должно все сходить с рук. При этом мы можем не знать, что делаем больно другим людям. Мы можем не беспокоиться, что пожалеем о чем-то позже. Если бы голоса сказали, что моя боль прекратится, если я устрою стриптиз в супермаркете, я бы ни минуты не сомневалась. И меня привлекли бы к ответственности.
Пожалуйста, не позволяйте нам делать всякие глупости или того хуже — обижать вас. Не будьте резкими, но говорите правду
Это особенно важно, когда мы выздоравливаем. В этот период мы мыслим яснее и больше в контакте с реальностью, но нас по-прежнему может уносить бредом и навязчивыми мыслями. Например, если мы начинаем тратить все деньги на новое изобретение, которое по нашему убеждению должно изменить мир, или не спать всю ночь, читая о манипуляциях сознанием или других теориях заговора, говорите нам правду.
На вас — наших близких — мы, главным образом, опираемся в своем выздоровлении. Психоз — страшный опыт, не только для человека, который его переживает, но и для его друзей и семьи. Это чертовски тяжелое испытание. Неудивительно, что многие люди теряют надежду, когда их близкие страдают от этого мучительного недуга. Но надежда есть. С вашей поддержкой мы можем вернуться в норму.