Если френд оказался вдруг...

«С Наташей мы познакомились два года назад: хоть и живем в разных городах, но оказались в одном образовательном проекте, — рассказывает 32-летняя Оксана. — Мы совещались в Зуме, переписывались в Фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация). Деловое общение переросло в личное, мы можем часами обсуждать своих собак и школьные проблемы детей.

Наташа искренняя и рассудительная и помогает мне советом. Ей, единственной из всех друзей, я призналась, что делала ЭКО и две яйцеклетки наконец оплодотворены. Мы с Наташей даже придумали для них имена: Нюся и Маруся.

За это время мы ни разу не виделись, полгода назад я сменила работу, но наша дружба продолжается: Наташа твердо обещала, что приедет ко мне на крестины».

Благодаря Всемирной паутине мы поддерживаем контакты с давними друзьями и заводим новые. Это может быть напарник по командной сетевой игре, чуткая подписчица в соцсетях, которая поможет найти сиделку для пожилой мамы. Или молодой человек из Tinder, который окажется прикольным собеседником.

Нелегко предсказать, какая связь истончится, останется формальной, а какая перерастет в тесные отношения. И наоборот, реальная дружба может не выдержать испытания на прочность, шагнув в цифровое пространство.

Если френд оказался вдруг...

Отклонить нельзя подружиться

«Статус «френда» предполагает, что оба участника общения получают информацию друг о друге и что их интерес к событиям жизни друг друга взаимен, — объясняет киберпсихолог Наталия Богачева. — Но в действительности так бывает не всегда: взаимная подписка может быть актом вежливости (нам проще принять запрос от коллеги или родственника, чем объяснять, почему мы не хотим этого делать).

Кроме того, некоторые социальные сети мы воспринимаем как более личные, а другие — как более профессиональные. «Дружба» в них, скорее всего, также будет восприниматься нами по-разному».

Связи, которые мы установили заочно, проще поддерживать (они ни к чему не обязывают), но проще и утратить (за ними не тянется шлейф разделенных переживаний). Можно ли вообще считать такие отношения дружбой? На этот счет исследователи выдвигают разные версии.

Согласно одной, мы считаем онлайн-отношения дружескими, когда они включают обмен личной информацией и готовность обратиться за поддержкой и советом, но все же воспринимаем их как менее прочные, если сравнивать их с реальными по уровню доверия, взаимопонимания и близости1.

Но исследователи, изучавшие отношения подростков в цифровом пространстве, пришли к другому выводу: сетевые связи сохраняют все основные качества «очной» дружбы с характерными для нее особенностями: откровенностью, действенной помощью и подтверждением значимости друг друга2.

«У виртуальной дружбы есть преимущество: она чаще всего возникает на основании общности интересов или личностного сходства, — комментирует Наталия Богачева. — Среди моих друзей, например, есть те, с кем познакомиться в реальной жизни шансов практически не было.

Можно сказать, мы с ними относимся к непересекающимся сообществам: географически, профессионально, социально. Но эти отношения кажутся мне гораздо более осмысленными и теплыми, чем, например, с соседями по дому или даже с кем-то из бывших одноклассников».

Если френд оказался вдруг...

Общее дело

Завязав тесные отношения онлайн, мы можем поддерживать их в том же формате, а можем перевести в живое общение. Влияет ли это на качество дружбы?

«До тех пор, пока виртуальная дружба не переросла в реальные отношения, она напоминает скорее роман в письмах, где оба партнера могут хорошо выразить себя и изучить автопортрет другого, но могут никогда не узнать, насколько автопортрет совпадает с оригиналом, — считает гештальт-терапевт Мария Лекарева.

— Настоящая дружба — это не только разговоры, это поступки и испытания, прожитые вместе. Не обязательно плечом к плечу, можно делать общий проект в интернете, но разделять эмоции, обсуждать идеи, делить деньги и так далее. Строить, защищать, организовывать. Дружба проверяется конкретными действиями в трудных обстоятельствах».

Конечно, каждый вкладывает в понятие виртуальной дружбы свой личный смысл. Но вряд ли кто поспорит с тем, что близкие, проверенные временем отношения — это большая ценность, которая требует уважения и заботы. И забота эта не заканчивается с отключением от интернета.

Как звезда с звездою

У блогеров, стримеров, кинозвезд и других медийных персон в соцсетях миллионы подписчиков. Это дружба или нет?

Контакты с «лидерами мнений» или инфлюенсерами могут придать вес и нашим собственным постам. Тому, как «подружиться со знаменитостью», посвящены десятки статей в интернете.

«Но такие связи лишь в исключительных случаях можно назвать дружескими, — объясняет киберпсихолог Наталия Богачева. — Подписчик-фолловер эмоцио­нально воспринимает знаменитость как друга или любимого человека.

Комментируя посты кумира и даже получая иногда отклик в виде лайка, поклонник может чувствовать с ним близость и родство душ. Но это односторонние (еще их называют «парасоциальные») отношения, поскольку сам инфлюенсер может быть даже не в курсе существования конкретного подписчика».

Лучше помнить об иллюзорности сетевой дружбы, чтобы избежать не иллюзорной боли разочарования.


1 Mesch G. Online and offline relationships. Educating 21st Century Children... OECD Publishing, Paris, 2019.

2 Yau, J. C. et al. Are the qualities of adolescents’ offline friendships present in digital interactions? Adolescent Research Review, 3(3), 2017.