Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972 год) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972 год)

Фото

«Кинопоиск»

Мы все нуждаемся в обществе себе подобных. «Мы существа стайные, — утверждает системный семейный психотерапевт Инна Хамитова, — и волк-одиночка среди нас — скорее исключение, чем правило». Также большинство из нас надеется создать крепкую поддерживающую семью, прочные отношения любви и доверия.

Не всем удается найти подходящего партнера с первого раза. Разочарования и грусть кажутся неизбежными спутниками процесса поисков. Но иногда они превращаются в спутников постоянных и никуда не деваются даже со временем.

Или, может быть, это необходимая часть любви — пустые вечера, наполненные ожиданием телефонного звонка, бессонные ночи, долгие обсуждения с подругами, почему он так сказал, почему он так поступил…

А мужчины? Возможно, они проводят меньше времени за обсуждением нюансов переживаний и больше — за перечислением сексуальных побед. Но именно писатели-мужчины создали большую часть ныне существующего корпуса любовной литературы, значительная часть которой посвящена страданиям влюбленных.

«Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов», — так заканчивает Иван Бунин рассказ о брошенном муже в рассказе «Кавказ» из знаменитого цикла «Темные аллеи». Современные психологи вряд ли назовут здоровым поведение, которое приводит к такому финалу.

О том, как определить созависимость, читайте в нашей статье «Признаки созависимых отношений»

Как отличить большую любовь от нездоровой эмоциональной привязанности

«Это просто, — отвечает психолог, эксперт по сиблинговым системам Алина Ермакова. — Любовь — это союз двух счастливых людей. А отношения созависимости — это союз двух несчастных. Согласно теории сиблинговых систем, любовные отношения строятся на равных, партнеры находятся в системе на одном уровне, подобно братьям и сестрам. Такие отношения могут строиться по принципу win-win — „выиграл-выиграл“: они полезны для обоих участников, и здесь нет истории „будь таким, как я хочу“ — человека любят таким, какой он есть. Но если один из партнеров ищет в другом родителя, который бы о нем позаботился и удовлетворил его потребности, взаимный выигрыш невозможен».

Его заинтересованность в другом может быть очень большой, но в ее основе — эгоизм: попытка решить свою внутреннюю проблему за счет другого

«Если не решать проблему склонности к созависимым отношениям, то подобным образом человек будет выстраивать любые отношения, — уточняет Алина Ермакова, — с друзьями, коллегами, даже, возможно, с собственным ребенком. Самое печальное, что никто не заменит родителя, никакой партнер, поэтому человек чувствует, что его глубинная потребность осталась неудовлетворенной. Поэтому такие отношения не бывают счастливыми, в отличие от любви. Любовь и созависимость — взаимоисключающие понятия».

Как закладываются представления о любви

Наши представления о том, какова любовь, складываются в раннем детстве, еще на довербальном уровне. Во взрослом возрасте мы ищем любовь по приметам, знакомым с младенчества.

Когда у ребенка есть заботливое, доступное, отзывчивое окружение: родители, дедушки, няни — мир для него выглядит безопасным. Он знает, что всегда найдет у них поддержку и убежище, и может отправляться исследовать окружающее пространство, помня, что у него есть «тихая гавань», куда можно вернуться в случае опасности. «Такой ребенок вырастает независимым, — отмечает Инна Хамитова. — И в этом есть парадокс: ощущение независимости приходит именно в результате детской зависимости, если она прожита в безопасности».

Если же нужды ребенка не удовлетворялись, то мир для него выглядит пугающим, исследовать его страшно, а в общество вписаться трудно. «Травматические события детства мешают создавать здоровую привязанность», — подчеркивает Алина Ермакова. В романтических отношениях это проявляется особенно ярко.

Формулы «я не могу без нее жить» или «он моя вторая половина» звучат красиво, но вдумаемся в их буквальный смысл: если другой человек превращается в нашу систему жизнеобеспечения, каково это для нас и для него?

«Во многих психологических теориях есть схожие по смыслу понятия: эго, селф, самость, — рассказывает Инна Хамитова. — Это целостное устойчивое „Я“. Если оно у нас сформировалось, нам всегда есть на что опираться. А если его нет, то чтобы существовать в мире, нам нужны внешние опоры, нечто вроде панциря или экзоскелета, который защитит нас от невзгод мира, и тогда мы ищем, на кого опереться». Но тогда в самом деле, если другой покинет нас, мы откажемся беззащитны. И тогда мы стараемся удерживать его всеми силами.

В любых отношениях есть взаимная подстройка, учет интересов тех, кто рядом. Мы регулируем свое поведение в зависимости от коллектива или партнера. «Но когда у нас есть собственный психологический „скелет“, наше целостное твердое „Я“ не растворяется рядом с другими», — уточняет Инна Хамитова. Во взаимодействии мы сохраняем идентичность и не теряем себя.

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972 год) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972 год)

Фото

«Кинопоиск»

Почему мы выбираем холодных партнеров

Можно было бы предположить, что среди кандидатов на пару в близких отношениях мы в первую очередь выберем самых надежных кандидатов. Но на деле те, кто склонен к эмоционально зависимому поведению, чаще всего поступают наоборот. Словно нарочно, мы выбираем тех, кто холоден, ненадежен.

У такого странного предпочтения есть причина: «Если у нас не сложилась в детстве безопасная привязанность, то мы не только испытываем неудовлетворенную потребность в ней, но к этому присоединяется бессознательный страх привязанности, — объясняет Инна Хамитова. — Ранний опыт покинутости говорит: „Близкие причиняют боль, тебя оставят, и ты будешь разрушен“. И тогда мы выбираем для своей привязанности объект, который не слишком доступен».

Состоящие в браке не с нами, зависимые, отстраненные — такие партнеры, которые почти не присутствуют в нашей реальности, подогревают нашу фантазию, мы рисуем в воображении ту жизнь, которая у нас могла бы быть, грустим и надеемся. И так обеспечиваем себе насыщенную эмоциональную жизнь и при этом контролируем ее. Мы делаем это не специально — «это защита от боли, которую нам причинили когда-то, — уточняет Инна Хамитова, — и теперь у нас любовные отношения ассоциируются с чем-то желанным, но болезненным».

Что такое «созависимость»

Понятия «эмоциональная зависимость» и «созависимость» часто используются как синонимы. Созависимыми иногда называют себя люди с повышенной чувствительностью или с подвижной психикой. Это название популяризировала американская писательница Мелоди Битти в нескольких книгах, давая такое определение: «Созависимый человек — это тот, кто позволяет другому человеку воздействовать на себя своим поведением, а также тот, кто стремится к контролю над поведением другого человека».

Исторически «созависимость» восходит к термину «соалкоголизм». «В строгом смысле созависимость относится только к семьям зависимых, — уточняет Инна Хамитова. — Речь идет о состоянии, когда члены семьи зависимого сосредоточены на его проблемах, чрезмерно опекают его и тем самым препятствуют его выздоровлению. Если же говорить в расширительном смысле, то это состояние отсутствия границ: переживание другого становится моим собственным».

И это совсем не то же самое, что сочувствие или эмпатия. Обычно мы видим и понимаем, что переживает другой, счастлив он, зол или огорчен

Мы можем сострадать, но не путаем его чувства со своими. «А созависимый заражается чувствами, как вирусом, мгновенно, — уточняет Инна Хамитова, — префронтальная кора не анализирует состояние, мы уже сами в этом же состоянии и не можем реально помочь другому». Если мать впадает в отчаяние от того, что ребенок не сдал экзамен, она не сможет его утешить, поскольку сама нуждается в утешении.

А свойственные созависимым альтруизм и самопожертвование не вполне бескорыстны: они помогают играть роль святого рядом с неблагодарными «грешниками».

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972 год) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972 год)

Фото

«Кинопоиск»

Как преодолеть созависимость

Мы не виноваты, если стали эмоционально зависимыми и цепляемся за других, чтобы устоять на ногах. Мы не выбирали родителей, их возможности и педагогические способности — их ответственность, а не наша. Но наш опыт принадлежит только нам самим. И нам решать, что с ним делать и делать ли что-то. Зная свою историю и понимая свои чувства, при желании мы можем менять свою ситуацию и свои отношения.

Не переделывать себя, волевым усилием превращаясь в кого-то другого — да это и невозможно! — а, учитывая свои особенности, корректировать свои реакции и состояния

Иногда кажется, что психологи предлагают нам сначала подрасти эмоционально, а потом заводить связи. Но часто мы находимся внутри уже сложившейся и работающей системы, которую не хочется разрушать. Не обязательно начинать с грандиозных перемен. Мы можем начать укреплять собственный психологический скелет внутри существующих отношений, узнавая себя и заботясь о себе, снимая ответственность за свое благополучие с окружающих и беря ее на себя. Самостоятельно и экологично обеспечивая себе безопасность и утешение, мы становимся более открытыми к другим.

«Вероятность, что нас покинут или „смерть разлучит нас“, реальна, так что близкие отношения — всегда риск, — замечает Инна Хамитова, — но и выигрыш велик». Это свободный и искренний обмен чувствами и мыслями, который не отбирает силы, а, наоборот, придает их нам.

Как проявляется сексуальная зависимость

О сексуальной зависимости рассказывает сексолог, психотерапевт Ирина Панюкова.

Секс — естественное выражение любовных отношений между мужчиной и женщиной, а сексуальность — часть нашей идентичности. Но секс может превратиться в зависимость.

В МКБ-11 внесено «компульсивное расстройство сексуального поведения». О нем можно говорить, когда действия сексуального характера (акт как таковой, мастурбация, просмотр порно) становятся крайне значимой деятельностью человека, способом снятия стресса, тревоги, напряжения, занимают мысли и желания в ущерб остальным областям жизни и отношениям, а контролировать их становится невозможно.

Важный критерий диагностики: поведение или его результаты не нравятся его «автору», он ощущает его как вынужденное (или продолжает осуществлять несмотря на вредные последствия: физические, социальные, финансовые). То есть речь не о повышенном либидо (которое его носителем воспринимается как естественное) или об общественном осуждении (внешней моральной оценке).

Доказано, что физиологически секс не вызывает привыкания. Но если сексуальное поведение приобретает навязчивый характер и продолжается больше 6 месяцев, есть смысл обратиться за профессиональной помощью.

Забота о своем благополучии включает в себя поддержание здоровых границ и отказ от нездоровых отношений.

У всех есть зависимые отношения, главное — вовремя понять и оценить степень этой зависимости. Может быть, вы воспринимаете чужие проблемы так же остро, как свои. Или, пусть даже неосознанно, стремитесь контролировать жизнь близкого человека. Не исключено, что собственная жизнь без кого-то кажется вам пустой и бессмысленной. Возможно, вы растворяетесь в другом, забывая о себе. Мелоди Битти называет наше желание без конца опекать и спасать близких болезнью и объясняет, как с этой болезнью справиться, чтобы окончательно не разрушить себя.

Мелоди Битти «Спасать или спасаться? Как избавитьcя от желания постоянно опекать других и начать думать о себе»
Реклама. www.chitai-gorod.ru

Клинический психолог, системный семейный психотерапевт, директор Центра системной семейной терапии (ЦССТ)

Психолог, сексолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги