Почему мы занимаемся эмоциональным обслуживанием
Причина такого поведения — в нашем детстве: эмоциональным обслуживанием чаще всего занимаются те, кому в маленьком возрасте не хватило заботы, любви и внимания со стороны родителей и других близких людей. У них могло создаться ощущение, что теплые чувства нужно заслужить, чтобы получить. Впрочем, во многих семьях так и на самом деле было.
Кроме того, практически каждому из таких людей говорили об этом напрямую или показывали своим недоброжелательным отношением. Необходимо было соответствовать всем пожеланиям со стороны окружающих и быть тем, кем хотят видеть именно они. Это и приводит к низкой самооценке и непониманию себя в дальнейшем.
Как эмоциональный труд влияет на нашу жизнь
Люди, которые занимаются эмоциональным обслуживанием, зачастую обладают той гибкостью, которой нет у многих, и с легкостью могут менять свои обстоятельства во благо другим людям. Особенно это качество ценится теми, кто не хочет делать что-то самостоятельно или по разным причинам брать ответственность за свои поступки и действия. Простыми словами, с такими людьми нам всегда очень удобно.
Но самим «эмоциональным работникам» жить не так комфортно: им трудно проявлять себя в обществе, они часто не понимают, чего хотят на самом деле. Они будто живут не своей жизнью, подчиняясь чувствам и желаниям других людей и подавляя свои эмоции и потребности, чем предают себя.
Также у людей, которые склонны к эмоциональному труду, есть риск уйти в другую крайность — эгоизм, жесткие личные границы, гордыню. Для его личных отношений с кем-либо это совсем небезопасно: какие-то контакты и связи могут разорваться, а некоторые даже не установиться.
Возможен ли баланс
Как говорится, баланс может быть лишь в середине — это значит, что для его создания нужна равность со всех сторон. Это та самая точка, в которой мы чувствуем ценность и любовь по отношению к себе и при этом всегда договариваемся с другими. И именно слово «договариваться» является ключевым.
Мы не подстраиваемся под других, а пытаемся найти компромисс и сделать так, как удобно обоим. Мы не приносим себя в жертву и не требуем этого от окружающих. Обязательно четко и спокойно проговариваем, что нас устраивает, а что — нет. Выстраиваем здоровые отношения и обуславливаем личные границы.
Как прекратить заниматься эмоциональным обслуживанием
Людям с эмоциональным обслуживанием нужна глубокая проработка на тему самоценности. Ее можно провести таким способом: определите и напишите для себя что-то наподобие эссе на такую тему «Что самое страшное со мной случится, если я перестану заслуживать и подстраиваться?» Ответы у всех могут быть абсолютно разными, в зависимости от причины обслуживания. Например: «Я останусь в одиночестве», «меня бросят», «от меня отвернутся», «от меня откажутся». Затем распишите как можно подробнее возможные сценарии своих страхов. Делать это нужно не торопясь, выделяя на каждый страх не меньше 30 минут.
В определенный момент придет осознание, что вы точно сможете справиться со своей проблемой. Ведь часто мы придумываем много лишнего, чего может и вовсе не случиться в реальности. Поэтому очень важно понимать, что даже если кто-то и уйдет из вашей жизни, то одинокими вы точно не останетесь. Соответственно, со всеми остальными страхами и проблемами можно разобраться подобным путем.
Так проходит работа с нашими родовыми сценариями, которая помогает исцелить детские травмы и выровнять самооценку до требуемого уровня. Благодаря ей мы начинаем прислушиваться сначала к себе, а уже потом к окружающим.
Подводя итоги, стоит напомнить, что эмоциональный труд губит нас, делая идеальными лишь жизни окружающих. Чтобы не жить с чувством долга и вины перед каждым человеком на протяжении всей своей жизни, рекомендуется работать над собой. Тогда наше ментальное здоровье будет более крепким, а отношения — безопасными для всех.