Долговая яма: почему мы привыкли жить в кредит?

Больше половины работающего населения России (около 45 миллионов) выплачивает кредиты. Согласно данным Объединенного кредитного бюро, каждый шестой должник не справляется с выплатами. Интересно, что результаты опросов расходятся с этой реальностью: в случае нужды в деньгах 64% россиян намерены обращаться к близким и только 32% — в банк. Еще 13% планируют распродать личное имущество, этим последним долги не грозят.

Но, вероятно, каждый из нас знаком с должником или сам побывал в этой роли. В такой ситуации одни отвечают по своим обязательствам, другие «крутят карусель» — берут в одном месте, чтобы вернуть в другом, до тех пор, пока им не перестают давать. И тогда — разрыв отношений, борьба с коллекторами, судебные запреты… Как получается, что некоторые не просчитывают свои возможности?

Вера в чудо

«У каждого есть базовая иллюзия, что мир безопасен, без нее мы просто не могли бы существовать, — замечает гештальт-терапевт Надежда Руманова. — Ведь тогда нам пришлось бы помнить каждую минуту об опасностях, которые подстерегают нас повсюду, о том, что мы уязвимы и в конечном итоге смертны. Жить с таким психологическим фоном невозможно. Поэтому мы верим, что в целом в мире все в порядке. И если даже случится трудность, то мы найдем способ из нее выбраться».

В целом эта идея поддерживает оптимизм, не дает опускать руки. Но иногда из-за нее же мы действуем на авось и не просчитываем риски, которые должны были бы просчитать.

«Мы верим в чудо, и эта вера возникает не на пустом месте, — добавляет клинический психотерапевт Сергей Медведев. — Чудеса случаются, большие или маленькие, у каждого в жизни были счастливые находки или неожиданные удачи. А еще вспомните сказки: Иван-дурак получает в жены царскую дочь, по щучьему велению исполняются все желания Емели».

Захотел и получил, не в результате своих усилий (иногда даже вопреки им), а благодаря удаче и чудесным помощникам. И просто потому, что «человек хороший», — а в глубине души мы все себя считаем именно такими. Эта детская часть остается с нами и тогда, когда мы становимся взрослыми. Иногда она просыпается и может подтолкнуть к опрометчивым поступкам.

Долговая яма: почему мы привыкли жить в кредит?

Это так по-детски

Необдуманное поведение, непросчитанные риски — результат двух, на первый взгляд, диаметрально противоположных причин, связанных с особенностями воспитания.

1. Ребенок становится центром жизни всей семьи

Родители, бабушки и дедушки бросаются к нему по первому зову, исполняют все его прихоти. «Ему не приходит в голову, что он может быть чем-то ограничен, — подчеркивает Надежда Руманова. — Он привыкает брать все, что хочет.

Но у взрослого другие аппетиты, побольше, чем у ребенка. И если ему не хватает денег, он просто идет и берет их там, где может, чтобы немедленно получить желаемое». Он не задумывается о том, что эти деньги не его и их придется отдавать. То есть он знает об этом на уровне ума. Но чувства говорят ему другое: иди и возьми, что хочешь.

2. Ребенок живет в системе жестких ограничений

Его желания не только не выполняются, он их даже не высказывает, потому что знает: это бесполезно. «Но сами-то желания никуда не деваются, они накапливаются вместе с энергией неудовлетворенности», — говорит гештальт-терапевт.

И вот человек становится взрослым. Он наконец предоставлен сам себе и может получить то, что пожелает! Думает ли он о последствиях? Если даже такая мысль возникает, ее хочется отогнать, потому что она не соответствует минуте, настроению, кажется грустной или скучной.

«Реже всего финансовые проблемы возникают у тех, кто рос в семье, где систематически обучали, как обращаться с деньгами, — продолжает Надежда Руманова. — Когда родители объясняют, как они сами ведут расходы, и дают ребенку карманные деньги, он привыкает рассчитывать свои возможности. Но если ему немедленно добавляют на все, на что не хватает, он обучается и этому. Обращаться с деньгами надо учиться, это непросто».

Кроме того, тем, кто не умеет считать бумажные и железные деньги, труднее считать электронные, «невидимые» деньги, обращение с которыми требует мыслить символами. Такие действия возможны при развитом абстрактном мышлении. Которое страдает, когда нас захлестывают эмоции.

«НЕ МОГУ ВЕРНУТЬ КРЕДИТ»

Дмитрий, 19 лет, студент

Я взял кредитную карточку и потратил весь кредит. Работал внештатно, думал, верну, но всех внештатников сократили. Я должен всем друзьям, несколько раз играл в лотерею, но неудачно. Проценты растут, я был должен 20 тысяч, а сейчас уже больше 30.

«Ипотека подвела»

Антон, 52 года, владелец автомастерской

Брал ипотеку — не сомневался, что выплачу. Но кредит в валюте, курс изменился, выплаты увеличились. Одновременно бизнес пошел на спад, несколько постоянных клиентов уехали, некоторые продали машины, новых почти нет. За невыплаты начислились пени, сейчас я должен банку больше, чем получил бы, продав квартиру. Стараюсь не думать о завтрашнем дне, банк может выселить меня с семьей, когда захочет.

«Семья увязла в долгах»

Ирина, 29 лет, домохозяйка

У мужа кредит 700 тысяч рублей, просрочили два месяца, будут штрафы. У него и у меня еще несколько кредитов по 30-50 тысяч, которые мы даже не начинали выплачивать. Из взятых кредитов, которые брали за последние три года, удалось погасить только один. Я сейчас не работаю, сижу с маленьким ребенком, денег едва хватает на еду, остальное уходит на погашение кредитов. Мои родители несколько лет как умерли, у мужа жива мать, но просить у нее денег язык не поворачивается, она сама едва перебивается на пенсию.

Долговая яма: почему мы привыкли жить в кредит?

Цветные миражи

«Не стоит считать всех, кто запутался в долгах, неразумными или недальновидными, — предостерегает Сергей Медведев. — В трудные ситуации попадают и разумные, взрослые, умудренные опытом люди. Просчитать можно далеко не все.

Деловому благополучию могут угрожать финансовый кризис в стране, недобросовестность партнеров. Когда мы оказываемся в таком положении, то переживаем тем сильнее, чем больше лежащая на нас ответственность: за дело, сотрудников, членов семьи. Нарастающая тревога может лишить способности мыслить ясно и рационально. Про это говорят: утопающий хватается за соломинку».

Нечто похожее происходит с больными, которые обращаются к знахарям, когда медицина не в силах им помочь. Надежда может быть жестокой. Она рисует миражи, которые мы не способны критически оценить.

Но и сами мы способны захотеть создать мираж — для кого-то, чьим воображением хотели бы завладеть. Алла Пугачева пела песню про миллион алых роз: бедный художник продает все имущество и на все вырученные деньги покупает розы для знаменитой актрисы.

«Ему хочется перешагнуть ту социальную пропасть, которая их разделяет, и это удается, — комментирует Сергей Медведев. — Между ними возникают, пусть и ненадолго, отношения, которых в противном случае не было бы. Продолжение невозможно: он исчерпал все ресурсы. Но денежные проблемы могут быть значительной частью жизни в паре. Один партнер влезает в долги, поражает воображение другого, который потом содержит его, пока первый расплачивается».

На рациональном уровне одному или обоим это может совсем не нравиться. Но на эмоциональном уровне это — занимательный квест: оба чувствуют себя героями, спасателями, погружаются в сильные переживания. Однажды партнеры могут осознать сценарий своего взаимодействия и изменить его.

«Расплачиваюсь за сестру»

Елена, 32 года, продавец

Cестра покупала машину, попросила меня оформить кредит, потому что она и так взяла где только можно, обещала регулярно платить. Мне звонили из банка насчет просрочки, а сестра уверяла, что это ошибка, она все внесла. И вот я узнала, что на мне висит 200 тысяч вместо 50, которые я брала. Сестра не отвечает на звонки. Мама говорит: «Меня это не касается, вы меня не спрашивали, теперь разбирайтесь сами». Я лишилась и денег, и сестры, и добрых отношений с мамой. А хотела помочь! Обидно.

«Делал ставки на футболе»

Сергей, 32 года, курьер

На матче мне дали купон на бесплатную ставку. Я выиграл тысячу, сразу поставил снова, проиграл. Потом ставил уже свои. Хотел не раз бросить, но отыгрывался и даже выигрывал. Но проигрыш рос, я взял в долг у всех знакомых, родственников. Мама давала денег на оплату ее коммуналки, их я тоже проиграл. Пытаюсь все вернуть, но не факт, что смогу удержаться от игры, когда разделаюсь с долгами.

«Выплатила три кредита»

Ирина, 29 лет, менеджер

После развода я решила не возвращаться к родителям, но ипотека казалась рискованной. Я взяла кредиты в трех банках под одну и ту же зарплату, купила однушку! Выплаты поначалу были чудовищные, я жила впроголодь, занимала до получки, ездила к родителям поесть. Но я плачу уже четвертый год, сейчас терпимо. Я все рассчитала правильно!

Долговая яма: почему мы привыкли жить в кредит?

Возвращение в реальность

Как нам обезопасить себя от финансового безрассудства и дол­говой кабалы? «В первую очередь не поддаваться первому им­пуль­су, например желанию быстро получить деньги, которые не заработаны, — отвечает Надежда Руманова. — Для этого нужно развивать осознанность, то есть постараться в цепочку «импульс — действие» встроить промежуточные звенья: «импульс — рефлексия — решение — и только потом действие».

В этом деле может оказать помощь психотерапия, ведь осознанность — это одна из ее целей. Самостоятельно это сделать возможно, но трудно, если рядом не было старших учителей.

«Также полезно проанализировать установки и послания из детства, — добавляет гештальт-терапевт. — Мы усваиваем их бессознательно, и они влияют на нас, причем иногда от обратного». Установка «Деньги достаются тяжелым трудом» может вылиться в протест, попытку обмануть внутреннего родителя, поступив наперекор, добыв деньги без особых энергозатрат.

«Стремление улучшать свою жизнь естественно, это стимул для развития, — замечает Сергей Медведев. — Никому не интересны деньги сами по себе, они всегда нужны для чего-то. Имеет смысл спросить себя — для чего именно? Чтобы завоевать любовь, не обязательно тратить все, да и завоевывать ее надо не всегда! Может быть, о ней лучше попросить, предложив в обмен не деньги и не имущество, а собственные чувства, нежность, партнерство, заботу».

Еще один шаг — обратить заботу на самого себя, создавая эмоциональное благополучие, помещая себя в благоприятное окружение. «Хорошо, если рядом есть друзья, которые могут здраво оценить ситуацию и оказать поддержку, — заключает психотерапевт. — Иногда взгляд со стороны помогает вернуть здравый смысл, который мы потеряли под влиянием эмоций».

«Остался без жилья»

Владимир, 58 лет, инженер, предприниматель

Мы с женой и младшим сыном живем в съемной квартире, хотя все москвичи. Старшая дочь с нами не разговаривает с тех пор, как вышла замуж, обвиняет меня, что я обокрал семью. Это правда. Я начал свое дело, вложил в него все, что было. Но прогорел, расплачивался 16 лет. Сейчас полегче, но, похоже, так и будем мыкаться по съемным углам.

«Играл на бирже»

Николай, 27 лет, верстальщик, ночной сторож

Я работаю на двух работах, но получаю немного. А мне даже снилось: я сажаю свою девушку в новую машину, привожу в особняк и говорю: это все наше! Друг сказал, что заработал на онлайн-бирже. Я прошел обучающий курс, но не помогло. За последнюю неделю я проиграл онлайн 200 тысяч, взятых под дикий процент! Все уходит на выплаты, фактически живу за счет подруги. Не так я это представлял!

«За меня поручились коллеги»

Галина, 42 года, переводчик

Срочно меняла квартиру, был хороший вариант, но с доплатой. Заложить нечего, мне предложили кредит под поручительство. Друзья отказались. Я рассказала об этом на работе, даже не надеясь. И вдруг двое коллег согласились. Не испугались, что, если что пойдет не так, им же за меня выплачивать. Зная меня всего два года, они мне доверяли! Я им так благодарна! За помощь и за то, что теперь точно знаю: есть благородные люди.