Дофаминовая мода: почему удовольствие от покупок вещей исчезает так быстро
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Награда, удовольствие и радость взаимосвязаны, и центральную роль тут играет нейромедиатор дофамин. Дофамин синтезируется во многих областях мозга. Но нас интересует та дофаминергическая (то есть выделяющая дофамин, дофаминовая для краткости) система, которая работает на базе древней, эволюционно консервативной области мозга рядом со стволом, так называемой вентральной области покрышки. От покрышки нейроны идут к прилежащему ядру и другим участкам лимбической системы (это главный руководитель наших эмоций), в их числе — к миндалине и гиппокампу. Все они вместе именуются мезолимбический дофаминовый путь

Мезолимбический путь — это путь напрямую от сигнала, через рецептор — к эмоциям, минуя рацио. У разных видов животных доминантная сенсорная модальность, будь то слуховая, визуальная или любая другая, имеет прямой доступ к лимбической системе. У людей доминантная модальность — это визуальная система. Через зрение мы получаем до 80% всей информации. Покрышка также посылает нейроны в ПФК. И эти нейронные проекции получили название мезокортикальный дофаминовый путь, то есть путь через сознание.

Дофаминовая система — это система внутренней награды организма: различные приятные стимулы возбуждают нейроны покрышки, а они в ответ выделяют дофамин. Так, алкоголь и наркотики, кокаин и героин вызывают выделение дофамина в прилежащем ядре. Если приостановить выделение дофамина в покрышке, то приятные прежде вещества станут вызывать отвращение. 

Что интересно в связи именно с нашим исследованием, так это то, что мезолимбический дофаминовый путь активируется в ответ на эстетическое удовольствие

А если учесть нашу доминантную сенсорную модальность (зрение), то становится понятным, почему красиво и модно одетый человек вызывает выделение дофамина, то есть мы буквально получаем от этого удовольствие.

Есть тут еще и экономический аспект. В одном исследовании людям давали слушать музыку. И чем больше возбуждалось прилежащее ядро, тем с большей вероятностью люди потом покупали диски с этой музыкой. Так называемые искусственные культурные изобретения эксплуатируют дофаминовую активацию: например, мужчины именно потому любят рассматривать картинки спортивных машин, что у них это активирует мезолимбический дофаминовый путь. 

Предполагаю, применяя принцип аналогии, так как реальные эксперименты на эту тему мне неизвестны, что точно такой же дофаминовый механизм включается у фэшионистов, когда они просматривают картинки с новой модной коллекцией одежды, — и вот уже готов нейробиологический механизм шопоголизма.

Еще одно замечание: у всех млекопитающих дофаминовая система внутренней награды бурно реагирует на новый опыт. Но затем быстро привыкает, переводя переживания в рутину. Причина тут вот какая: в процессе эволюции боль и удовольствие служили нам ориентирами для выработки адаптивной стратегии мозга. В борьбе за выживание приматы часто сталкивались с болью и нечасто — с удовольствием. В условиях поиска дефицитных ресурсов такая черта, как самоограничение, требовалась крайне редко, если вообще была востребована, — интересы выживания требовали хвататься за каждую представившуюся возможность. 

Поэтому дофаминовая система награды, порождающая у нас удовольствие, буквально заточена на кратковременную активность

Тот, кто добывал на охоте мамонта, съедал как можно больше и быстрее, а остальное прятал. Однако в современном западном мире изобилия и доступности любых благ такая работа дофаминовой системы, сформированная миллионами лет дефицита ресурсов, часто играет с нами злую шутку — она включается очень быстро, начинает доминировать, что приводит к натуральной зависимости: у кого-то — от еды (здравствуй, ожирение), а у кого-то — от потребления вещей. И вот еще один механизм шопоголизма и спирали модного потребления.

Но у людей есть кое-что, чего нет у других приматов. Мы изобрели удовольствия гораздо более яркие, чем все, что может предложить природа. Когда-то гоминиды, найдя съедобный корешок, бурно радовались спасению от голода и почитали за счастье носить шкуру мамонта, ибо она уберегала от холода. А теперь перед нашим взором в магазинах предстает обильная еда и одежда на любой вкус.

Когда-то человеческая жизнь была предельно скудна, полна опасностей и лишений, но в ней были и естественные источники удовольствия, хотя скупые и труднодоступные. А теперь люди используют кофеин, алкоголь и наркотики, которые вызывают настолько мощный выброс дофамина, что он тысячекратно превышает ответ на любой естественный стимул. Однако опустошение приходит независимо от силы первичного стимула. Оно неизбежно, как неизбежно привыкание мозга к любым дофаминовым наградам. Неестественная сила синтетического удовольствия вызывает неестественно сильную степень привыкания.

Отсюда вытекают два следствия. Во-первых, теперь мы едва замечаем прежние естественные удовольствия: одно платье нас долго не радует. 

А во-вторых, к любой буре искусственного восторга люди быстро привыкают: коллега в самом дорогом и элегантном костюме уже на второй день не вызывает восхищения и даже зависти

Если бы мы были исключительно рациональными существами и дофамин шел бы только мезокортикальным путем, то при увеличенном потреблении наши желания снижались бы. 

Но человеческая природа такова, что наш мозг эмоционален, и чем больше нам дают, тем больше мы желаем. Еще больше, еще быстрее, еще сильнее… И то, что еще вчера доставляло нам удовольствие, сегодня уже покажется само собой разумеющимся, а завтра и этого будет мало. Вот так устройство нашего мозга ускоряет бег моды.

Итак, за быстрое привыкание и снижение ожидаемой награды, в том числе ценности модных коллекций, отвечает дофамин. Но его роль еще интереснее. На самом деле дофамин обслуживает в большей степени ожидание награды, чем саму награду. Иными словами, дофаминовая радость — это удовольствие от ожидания награды, от стремления к вознаграждению, особенно если велики шансы его получить.

Люди по-разному принимают факт отсроченного удовольствия, и разница эта зависит от «громкости» каждого из голосов в их персональном дофаминовом хоре. Так, у людей с болезненной импульсивностью, характерной для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), все более распространенного в современном мире, переполненном различными стимулами и информационными сигналами, при решении экономических задач с отсроченной наградой регистрировался нетипичный профиль выделения дофамина. 

Пагубные привычки — наркотики и алкоголь — также сдвигают работу дофаминовой системы, увеличивая импульсивность поведения. А это — опять история про шопоголизм и импульсивное потребление — перманентное желание приобретать все новые и новые вещи, самые модные новинки, обновлять гардероб, хотя от старой одежды уже ломятся шкафы. Этот дофаминовый шопоголизм постоянно подогревает индустрию моды.