«Быть любым — это нормально»
Блогер Диана Финансова два года ведет блог о бодипозитиве. Она плюс-сайз модель и делится историями о принятии себя, отношении общества к «неконвенциональной красоте», поддерживает тех, кто сталкивается с осуждением или критикой. В октябре нынешнего года о ней стало известно за пределами ее блога: несколько СМИ
«Я гуляла по торговому центру и наткнулась на магазин, о котором слышала много хорошего, —
Она подала в суд заявление на магазин — причиненный ей моральный вред оценила в 1 миллион рублей
Рассказав о неприятном для нее случае в соцсетях, Финансова столкнулась с травлей, по словам, стриггерил тот факт, что «толстуха осмелилась написать в суд и имела наглость попросить 1 миллион рублей». «Если я толстая, это не значит, что я буду молчать. Я считаю, что это пробоина в обществе и такое наиужаснейшее отношение к толстым людям. Мы имеем право на существование, как и худые».
Также обратилась к хейтерам в ВКонтакте и Telegram-аккаунте. Она обвинила их в «одержимости толстухой», которая осмелилась подать в суд в то время, как авторы постов «даже в очереди в Пятерочке не могут попросить открыть вторую кассу». Финансова также написала, что часть авторов агрессивных комментариев — представители профессий, связанных с работой с людьми, «чьи-то родители, дети, мужья и жены», и важно воспитывать в себе толерантность.
Как инклюзивность брендов влияет на ментальное состояние людей
Екатерина Васюк, психолог-консультант
Отсутствие репрезентации людей с неконвенциональной фигурой в рекламе и ассортименте товаров имеет значительное влияние на их самоощущение. Это может привести к ряду негативных эффектов, включая низкую самооценку, страх быть непринятым обществом, формированию и укреплению стереотипов и предвзятости.
Ассортимент товаров играет важную роль в формировании образов о том, какими должны быть успешные и привлекательные люди. Если бренды не включают разнообразие типов фигур и внешности, это отправляет сигнал, что только определенные стандарты красоты считаются желательными и приемлемыми.
Это приводит к тому, что люди с неконвенциональными фигурами начинают чувствовать себя исключенными, невидимыми и недостойными
Любая современная компания должна учитывать:
моральную обязанность — создавать инклюзивную среду и способствовать самопринятию всех групп населения;
защита от негативного репутационного воздействия — бренды, не принимающие инклюзивные меры, могут подвергнуться общественной критике;
психологическое благополучие клиентов — разнообразие в рекламе и продуктах помогает им чувствовать себя принятыми и важными, что повышает их самооценку и самоуважение;
укрепление бренда — бренды, поддерживающие инклюзивность, могут выделиться на фоне конкурентов, стать символами социальной ответственности и привлекательности.
Но есть и другой существенный момент, о котором не нужно забывать, — это работа самих людей с неконвенциональной фигурой со своим внутренним состоянием. Так, стабильная самооценка даст не только внутреннюю независимость от мнения окружающих людей, но и позволит контролировать тревожные и депрессивные состояния, развить критическое мышление и умение поддерживать себя в сложных ситуациях. Такие внутренние опоры помогут в случаях стресса или несправедливости пережить это без последствий для самооценки.
Как работает рынок с точки зрения психологии и инклюзивности
Анастасия Корнеева, психолог
Цель любого производителя — прибыль. Это аксиома, ведь бизнес для того и создается — поэтому любой маркетинговый ход направлен на увеличение спроса. Выставляя линейку продуктов, продавец изучает свою целевую аудиторию — именно эти потенциальные покупатели будут приносить ему доход. И тут стоит понять, что чем большему числу людей товар подойдет, чем выгоднее продавцу. Именно поэтому самые «ходовые» размеры и обуви — среднестатистические, ведь большинство людей именно их и носят. Соответственно, товаров среднего размерного ряда делается и продается больше.
В описанной ситуации размер «М» — средний, он даже так и переводится, а значит, идущий за ним «L» тоже должен входить в перечень основных. Последними в линейке обычно представлены размеры, которые статистически более редки — причем и с той, и с другой стороны.
Порой трудно подобрать себе подходящие вещи, если природный размер далек от среднестатистического
Например, женщинам с размером «XS» приходится одеваться чуть ли не в магазинах детской одежды, мужчинам с размер ноги больше 46 приходится заказывать обувь или выбирать специализированные магазины. Увы, это рынок — и закон спроса и предложения никто не отменял. Массовое производство исходит из статистики и наличия достаточного количества потенциальных покупателей.
Чаще всего это не из-за попыток унизить определенную категорию людей, а банальный финансовый расчет. Это тяжело для всех, у кого нестандартный размер одежды: «плюс-сайз» персонам, обладательницам большой грузи, людям роста ниже среднего.
Психологический же аспект еще сложнее, ведь для успешной продажи товара производителю необходимо его грамотно преподнести аудитории. Кроме цены и внешнего вида самого товара, огромную роль играет контекст. Чтобы человек захотел купить себе вещь, она должна ему не просто понравиться — он должен увидеть, что она ему подойдет. И если вещь представлена на модели, чьи формы сильно отличаются от реальных, то велик риск разочарования и отказа от покупки.
Рекламировать все предметы одежды на людях, чьи параметры именно модельные, — провальный ход
Большинство потенциальных покупателей не модели. Это обычные люди, которых мы видим на улицах и которые статистически отличаются от образца «модели». Поэтому и показывать, как сидит и смотрится предмет гардероба, нужно именно на обычном реальном человеке. Так покупатель сможет трезво оценить, как будет действительно сидеть вещь, и с большей вероятностью ее купит, а не заработает себе очередной ненужный комплекс после примерки. Ничего ведь не мешает продавцам одежды для беременных, например, показывать ее на беременных, есть даже специальные манекены — этому принципу и важно следовать.
Люди, которые видят в качестве модели человека, более похожего на себя, могут быстрее идентифицироваться с ним и ощутить свою причастность — ведь именно так ощущается, что производитель старается для реальных людей, и для меня в частности.
Но и перегибать палку в сторону неконвенциональности не стоит
Если всю линейку одежды, например, выпустить для людей роста ниже внешнего, то люди среднестатистического роста туда не пойдут, ведь это будет уже специализированный магазин.
То же самое касается рекламы: если использовать в рекламе исключительно моделей «плюс-сайз», то статистическое большинство покупателей «средних» размеров пройдут мимо. Производители начинают это осознавать, а спрос отражается в финансовых показателях.
Если ориентироваться только на инклюзивность и неконвенциональность, то магазин просто потеряет большую часть аудитории. И речь не о неприятии и не о неуважении, а о том, что аудитория не видит себя в том или ином бренде.
Вещи должны производиться людьми для людей — для реальных, настоящих людей, для нас с вами. Чтобы у каждого был выбор и возможность приобрести желаемое, чтобы мы чувствовали себя комфортно, выбирая и покупая себе одежду. Это непростая задача — и очень радует, что мы как общество все-таки к ней движемся, пусть и методом проб и ошибок.
Почему не все бренды готовы быть инклюзивными
Дарья Виноградова, предпринимательница
Бренды не всегда инклюзивны и могут исключать из своей аудитории людей с неконвенциональной внешностью по нескольким причинам.
Во-первых, бренды могут стремиться соответствовать определенным стандартам красоты и нормам общества. Во-вторых, на решения брендов оказывает влияние коммерческие факторы. Они могут бояться потерять часть своей целевой аудитории, которая придерживается стандартов красоты, установленных обществом.
Я, как владелец российского бизнеса ниши красоты, последние годы наблюдаю и поддерживаю тренд к инклюзивности. Потребители все более осознанны и стремятся к представлению разнообразия и включению всех групп населения. Собственники бизнесов осознают, что представление различных типов красоты и внешности позволяет более эффективно общаться и взаимодействовать с разнообразной аудиторией.
В сфере ногтевого дизайна и маникюра также проявляется тренд к большей инклюзивности: появляется не только разнообразие цветов и узоров, но и учет различных длин и форм ногтей, а также возможность представления различных типов кожи и эстетических предпочтений. Инклюзивность в ногтевой индустрии также проявляется в использовании моделей с нестандартной внешностью. Тренд к большей инклюзивности в брендах наблюдается, и это проявляется в различных областях, но работа над изменением стереотипов все еще продолжается.
Психолог сервиса психологического консультирования «Грань»
Владелица бренда гелевых покрытий KOKS, сети студий красоты «Ок, крошка» и сети beauty-маркетов «НоготОК»