Диджитал-этикет: как правильно общаться онлайн с любыми людьми | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Наше общение с родственниками, друзьями, деловыми партнерами постепенно переходит в онлайн. Но «правила игры» в реале и в Сети порой сильно отличаются. Поэтому возникает необходимость в едином своде правил, который раз и навсегда расставит все точки над i.

«У меня есть очень вежливый, обаятельный приятель, наши общие знакомые его просто обожают. Но всякий раз, когда он начинает переписываться в Сети, то превращается в „хама трамвайного“! Отвечая на комментарии, он „звучит“ грубо, может легко обидеть виртуального собеседника. Это контрастирует с его образом в реальной жизни. Да, признаться, я и сам до конца не понимаю, как выразить теплоту и доброжелательность в переписке», — делится мыслями 32-летний Максим.

Наверное, каждый из нас ловил себя на том, что при общении в Сети не до конца понимает собеседника

Не хватает невербальных знаков — улыбки, интонации голоса, движений тела. А смайлики и стикеры, которые призваны выразить наши эмоции, порой только запутывают. Далеко не все трактуют их одинаково. Но мы можем договориться об основных правилах поведения в онлайне. Причем в разных сообществах они будут несколько отличаться.

На какие принципы digital-­этикета стоит ориентироваться

Мы живет в интересное время, когда правила digital-­этикета только формируются. И мы сами можем создавать тренды, которые будут сопровождать нас в будущем, считает эксперт по коммуникациям в Сети, автор книги «Цифровой этикет» Ольга Лукинова. Важно ориентироваться на два принципа.

1. Удобство общения

Прежде чем отправить голосовое сообщение, мы можем задать вопрос — мне удобно передать информацию голосом, а удобно ли это моему собеседнику? Возможно, он сейчас на совещании или в метро, сможет ли он прослушать мое послание?

2. Доброжелательное отношение и взаимное уважение

Второй принцип digital-этикета не менее важен. Когда мы собираемся прокомментировать пост виртуального друга в Сети, стоит задуматься, ждет ли он нашу критику. Возможно, выкладывая фото в новом платье, наша знакомая рассчитывает только на лайки, а не на обсуждение нюансов своей фигуры в комментариях.

Почему возникает агрессия в Сети

Почему некоторые из нас позволяют себе некорректные замечания, комментируя посты в соцсетях? Психолог, автор курса «Этичное продвижение» Вероника Коштаева предлагает разобраться в причинах конфликтов в Сети.

«Зачастую за негативными комментариями скрывается глубокая душевная рана, иногда даже не­­осознаваемая. Выросшие в атмосфере неприятия и осуждения, некоторые люди привыкают агрессивно выражать свои чувства. Анонимность онлайн-среды дает этому зеленый свет, создает ощущение безнаказанности.

Агрессивные комментарии часто являются проявлением «тени» — той части нашей личности, которую мы отрицаем и подавляем

Проецируя свои негативные качества на других, мы пытаемся дистанцироваться от них, сохраняя иллюзию собственного совершенства. Порой агрессивные комментарии служат защитным механизмом, позволяющим скрыть болезненные чувства, такие как неуверенность, страх, зависть, беспомощность», — считает психолог.

Стоит ли отвечать на обидные комментарии в Сети

Психолог предлагает относиться к себе бережно и сразу удалять негативные комментарии, отправляя неэтичных собеседников в бан.

Так мы выстроим физические границы в онлайн-пространстве и будем чувствовать себя комфортно, общаясь на своей странице или в канале дружелюбно

Но и в этом правиле есть исключения: «Если комментарий содержит ложную информацию или затрагивает вашу репутацию, то на него лучше ответить. Сохраняйте спокойствие, постарайтесь выражать свою позицию конструктивно. А если видите, что диалог заходит в тупик, смело прерывайте его. Ну и, конечно, не кормите троллей, желающих „раскачать“ вас и получить эмоциональную разрядку, — смело их блокируйте», — рекомендует Вероника Коштаева.

Тест
Интернет-угрозы — что вы о них знаете?
1/8

Одна из самых серьезных опасностей, поджидающих нас в интернете, — кибербуллинг. Что это такое?

Угрозы, оскорбления, шантаж и запугивание, производимые одним или несколькими людьми, в интернете

Выманивание личных данных в сети через фейковую страницу с целью дальнейшего шантажа

Общение взрослого человека, выдающего себя за ребенка, с несовершеннолетним пользователем, чтобы склонить его к сексуальному контакту

Как общаться в чатах

В настоящее поле боя часто превращаются родительские чаты в мессенджерах, «беседы» с соседями по даче и даже коллегами. В них обсуждаются острые вопросы, и напряжение зашкаливает.

Сделать пространство чатов доброжелательным и комфортным просто, считает Ольга Лукинова и делится подсказками: «Первое, что стоит сделать, — выбрать модератора. Если этот человек обладает авторитетом в группе, то ему проще будет поддерживать порядок в чате. Второе — договоритесь о правилах вашей группы. Они могут быть самыми разными. Например, можно писать сообщения до 11 вечера, а отправлять голосовые нельзя.

Рекламировать свои услуги можно, а давать ссылки на сторонние сайты запрещается

Важно придерживаться принятых группой правил. И следить за этим станет модератор. Если в два часа ночи в комментариях начнется холивар, он сможет перевести чат в информационный режим, и никто не сможет писать до утра. Утром все выдохнут, придут в себя и вряд ли захотят продолжать перепалку. Переписка пойдет в более конструктивном тоне».

Каких правил стоит придерживаться при деловом общении в сети

Офисную жизнь уже не представить без онлайн-общения. Специалисты по деловому этикету активно обсуждают, как вести себя в виртуальном бизнес-пространстве. Уже сейчас в деловой среде сформировался свод правил, который поможет нам выглядеть профессиональнее на онлайн-совещаниях и сделать карьеру успешнее.

1. Старайтесь не опаздывать на встречи в онлайне

«Лучше подключитесь на пять минут пораньше и убедитесь, что ваше соединение стабильно, камера и микрофон работают корректно. Плавный переход от других задач поможет вам лучше сосредоточиться. А если возникнут вопросы, то вы сможете задать их организатору до начала встречи, не создавая дискомфорта другим участникам. Отключите микрофон, если не участвуете в обсуждении. Также не стоит жевать, пить чай, отвлекать спикеров другими посторонними звуками. А пижаму или халат заранее смените на одежду в деловом стиле», — рекомендует Вероника Коштаева.

2. Пишите информацию в одном сообщении

Общаясь с коллегами в чате, не отправляйте отдельным сообщением фразы «здравствуйте» или «добрый день». Задавайте вопрос и приветствуйте собеседника в одном сообщении, чтобы не отвлекать его лишними звуковыми уведомлениями, добавляет Ольга Лукинова.

3. Напоминайте об отпуске

Уходя в отпуск, не забудьте сообщить коллегам об этом: обозначьте даты отпуска в мессенджере, настройте автоматический ответ в рабочей почте.

4. Не используйте смайлики

В деловой переписке не стоит использовать смайлики. Исключением может быть тот случай, если ваш коллега сам активно присылает эмодзи и стикеры.

5. Не пишите ночью

Даже если вам в голову пришла гениальная идея, не делитесь ей с коллегой в два часа ночи.

6. Сонастраивайтесь с коллегами

Решая, писать ли «вы» с прописной или строчной буквы, можно ориентироваться не только на правила русского языка, но и отзеркалить коллегу или партнера. Если он пишет «вы» с прописной буквы, значит, ему это важно. Такая сонастройка сделает общение в Сети более конструктивным и выдержанным.

Ольга Лукинова

Эксперт по цифровому этикету, преподаватель РАНХиГС, автор книги и телеграм-канала «Цифровой этикет»

Вероника Коштаева

Психолог, маркетолог, ведущая трансформационных психологических игр, коуч EMC, автор канала «Алхимия контента» и курса «Этичное продвижение психологов практиков» в «Психодемии»