Александр, 18 лет
«Сон очень реалистичный. Я в своей комнате, и родители у себя за стенкой, а я за столом, смотрю в экран, и вдруг на нем картинка меняется, появляется карта и на ней вспыхивают один за другим красные кружки, и я сразу понимаю, что это ядерные удары по разным городам.
И я думаю: может, это еще неправда, просто вирус, но тут воздух сгущается и давит на уши, потом за окном начинаются вспышки и грохот, и я думаю: «Ну все, началось!» Мелькает мысль, что надо в бомбоубежище и что лучше не на лифте, а по лестнице. Но сразу же я понимаю, что уже не успеть, потому что стены начинают трястись.
Я проснулся в поту, в ужасе, и поверить не мог, что все тихо, спокойно. А потом такое счастье накатило, что это был только сон. Но я заметил, что с тех пор по вечерам тяну время, спать не ложусь, не хочу такое снова увидеть. Не подумайте, я не смотрю телевизор с утра до ночи, да и вообще политикой не особо интересуюсь».
Толкование психоаналитика Станислава Раевского
Хорошо, что вы поделились этим сном. Такие сновидения Карл Густав Юнг называл «большими» — важными не только для сновидца, но и для всего общества. Раньше большие сны снились шаманам и влияли на судьбу всего племени. Сам Юнг накануне Второй мировой войны видел реки крови, заливающие Европу.
Даже если вы не интересуетесь политикой и не смотрите телевизор, вы можете чувствовать усиление напряжения в мире и угрозу ядерной войны. В моем детстве в школе рассказывали об угрозе ядерной войны, которая может начаться в любой момент. Поэтому многим тогда снились сны, похожие на ваш.
Огромный ядерный гриб Хиросимы заставлял многих проснуться в кошмаре — проснуться от иллюзии безопасности. Широкое движение борцов за мир, дипломатия и мирные инициативы уменьшили количество ядерного оружия в мире, но до сих пор его достаточно, чтобы уничтожить все человечество.
Лауреат Нобелевской премии, этолог Конрад Лоренц считал, что эволюция сознания не поспевает за гонкой вооружений. Нам очень нужны социальные и внутриличностные механизмы, блокирующие прямую агрессию. Причем на всех уровнях, от отношений между главами правительств до отношений в семье.
Каждый из нас может задать себе вопрос, важный для нашего выживания: «Что я сделал для уменьшения конфронтации в семье, на работе, в обществе?» Каждый день у нас есть выбор: выплеснуть свою агрессию, часто разрушая отношения, или сдержать ее, направив на работу с собой.
Юнг считал, что мы не можем понять и принять других, пока идет война внутри нас самих
Именно эта война и выплескивается затем в мир. Поэтому важно понять ваш сон не только как предостережение для всех нас, но и как отражение внутренних психических процессов. Ясно, что внутри вас накопилось огромное количество энергии и она требует выхода. Как и ядерная энергия, которая может служить на пользу людям или разрушить весь мир, так и ваша энергия может быть направлена на созидание или разрушение.
После ужасов Второй мировой войны Юнг, пытаясь понять коллективное бессознательное, вспомнил притчу от духе Меркурии, заточенном в бутылке. Сын дровосека нашел ее у корней дуба, и вырвавшийся Меркурий хотел уничтожить своего освободителя. Но умный юноша хитростью загнал духа назад в бутылку и взял с него обещание никому не вредить.
Меркурий превратил топор дровосека в серебряный, юноша продал его и на вырученные деньги выучился на врача. В каждом из нас живет дух Меркурий. Сможем ли мы сковать его с помощью ума и использовать его — главный вопрос, как в нашем развитии, так и в выживании человечества. Мы можем направить свою энергию на разрушение не внешних, а внутренних стен.
Возможно, вы созрели для самостоятельной жизни и бессознательно хотите разрушить стены родительского дома. Но самостоятельность всегда пугает, ведь эти стены долго защищали вас от внешнего мира. От этой сильной энергии не спрятаться в бомбоубежище.
В 18 лет важно выйти за пределы родительских стен, увидеть мир, не ввязавшись в войну, а позже и построить свой дом. А если бы этот сон снился человеку в середине жизни, то он говорил бы больше о созревшей необходимости выйти за пределы собственного «Я», разрушив стены, отгораживающие от других людей.
В этом возрасте стены нашего «Я», создаваемые долгие годы, становятся преградой для наших чувств, нашей любви и нашей глубокой потребности обрести смысл через контакт и помощь всем живым существам.