Что такое черри-пикинг
Черри-пикинг (от англ. cherry-picking — «выбор вишенок») — это когда из множества фактов выбирают только те, которые подтверждают точку зрения говорящего, при этом не обращая внимания на другие факты, даже если они важнее. То есть, образно говоря, выбирают самые лучшие «вишенки» с дерева. Это один из способов манипулирования информацией — причем, люди могут делать это как намеренно, так и неосознанно.
Такой прием часто используется в маркетинге и продажах. Например, продавец говорит: «Этот новый смартфон — просто мечта! У него отличная камера, фотографии получаются как на профессиональной фотосессии. Экран яркий, все видно даже на солнце. И дизайн — просто супер». При этом он опускает некоторые важные моменты: высокую цену, сложность ремонта или то, что батарея может быстро садиться. Это типичный пример черри-пикинга — продавец выбирает только те факты, которые звучат привлекательно, чтобы уговорить вас на покупку.
Как распознать черри-пикинг
Как и в случае с другими формами манипуляции, распознать, что ваш собеседник прибегает к черри-пикингу, бывает непросто. Психолог Антон Никитин называет несколько «красных флагов», которые с большой долей вероятности указывают на то, что вами пробуют манипулировать.
Обобщение: в этой корзине все вишенки вкусны
«Ты знаешь, если из своего рациона убрать соль, сразу будешь чувствовать себя лучше!»
Говорящий часто использует обобщения, показывая отдельные случаи и представляя их как правило. Например, одно положительное событие используется как доказательство абсолютной эффективности какого-либо решения: человек принял определенное средство или перестал есть такие-то продукты и его состояние улучшилось — но совсем не учитываются отрицательные моменты и случаи, когда это не помогло.
Избегание подробного обсуждения: нет вкуснее этих вишенок!
«Голодание — это полезно, всем нужно голодать»
Человек, использующий черри-пикинг, обычно не желает углубляться в тему обсуждения. Может последовать негативная реакция на попытки углубиться в тему и посмотреть на другие аргументы, которые противоречат его словам. При этом, как в случае с фразой про голодание, собеседник старается избегать деталей — например, не обращать внимание на противопоказания и то, что голодать нельзя людям с гастритом или с сахарным диабетом.
Триггерные слова
Стоит обращать на такие слова:
все;
всегда;
точно;
сто процентов;
самый лучший;
гарантированно;
шикарный;
идеальный;
ты обязан попробовать;
все уже делают;
доказано;
проверено;
все знают.
Можно бесконечно перечислять список, но главный критерий в нем — обобщение и утрирование. Такими словами, в частности, пестрит реклама в соцсетях, где краткость самого формата как бы «оправдывает» отсутствие доказательств: ведь их так сложно уместить в 15-секундном видео!
Эмоциональность собеседника
Проявление сильных эмоций, как негативных, так и позитивных, тоже может быть показателем черри-пикинга. Здесь стоит задаться вопросом, почему человек так эмоционально реагирует?
Как противостоять черри-пикингу
Чтобы не оказаться под влиянием этой манипуляции, специалист дает четыре рекомендации, которые помогут грамотно выстроить коммуникацию и не дать себя обмануть.
1. Больше вопросов и глубины
Узнайте у собеседника, имеется ли альтернативная точка зрения. Например: «А есть ли аргументы, которые подтверждают другую точку зрения?» или «Откуда эти данные? Можно узнать источник?»
2. Используйте дополнительные источники информации
Проверка правдивости фактов может помочь понять, насколько они объективны. Иногда стоит потратить несколько минут на поиск подтверждений или опровержений информации.
3. Не ввязывайтесь в спор
Манипуляция может быть направлена на то, чтобы втянуть вас в бесконечные обсуждения. Если человек специально искажает данные, вы можете просто указать на это и предложить обсудить другие темы.
4. Развивайте критическое мышление
Полезная привычка — ставить под сомнение те или иные утверждения. Задавайте вопросы, старайтесь смотреть на аргументы с разных сторон.
Психолог, специалист сервиса психотерапии Alter