Для начала отмечу, что в основном страхи и панические атаки формируются и закрепляются у человека под воздействием какого-то негативного опыта (собственного или при наблюдении) и являются, по сути, условным (сформированным) рефлексом. Подобные случаи успешно и достаточно быстро решаются специалистами, работающими в области доказательной психотерапии (когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная поведенческая терапия,
Но иногда возникает ситуация, когда все «классические» методы по решению указанных проблем не дают никакого эффекта или этот эффект является незначительным. Вроде бы и специалист хороший. Вроде бы и человек выполняет все рекомендации специалиста. А результата все нет. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратить внимание на несколько аспектов.
Скрытые процессы
Стоит принять тот факт, что наше сознательное мышление имеет ограниченность и является лишь частью более обширной системы мышления. Это означает, что часть мыслительных процессов, которая протекает в нашем мозге, нами просто не замечается. Но это вовсе не исключает того, что они есть. Проще говоря, наше сознание — как дисплей телефона: мы видим лишь то, что на экране. Но внутри телефона (за экраном) протекает множество процессов, которые нам уже не видны.
Инстинкты
Также стоит учитывать, что внутри каждого из нас «вшиты» инстинкты — автоматические программы, направленные на наше выживание.
Инстинкт выживания
Отвечает за сохранение жизни и здоровья каждой отдельной особи и направлен на то, чтобы мы не подвергали себя излишнему риску и оберегали себя.
Инстинкт продолжения рода
Отвечает за выживание нас как вида и направлен на то, чтобы мы создавали семьи и рожали детей.
Иерархический инстинкт
Отвечает за выживание конкретной группы и направлен на то, чтобы у нас были близкие и доверительные отношения с другими людьми.
Маневры мозга
Также стоит обратить внимание: при возникновении трудностей, которые мы не в состоянии решить, иногда мозг «создает» другие проблемы, с помощью которых «отвлекает» нас от более значимых. Как говорится «клин клином вышибает».
Психосоматика у детей и взрослых
Теперь попытаемся соединить имеющиеся факты и перенести их на всем известную детскую психосоматику. Что происходит, когда ребенку не хватает внимания родителей или если ему сложно общаться в школе с учителями и одноклассниками? Как правило, такой ребенок заболевает. Болит живот, слабость, даже температура поднимается. Таким образом «вычислительная система» ребенка пытается обратить внимание на его проблемы.
Сознательно ребенок не в состоянии объяснить, почему ему плохо. Но его автоматическое мышление «просканировало данные» и пришло к выводу: иерархический инстинкт сигнализирует о недостатке внимания от близких либо о конфликтах с другими людьми. Но поскольку ребенок не в состоянии решить эту проблему самостоятельно, мозг «предлагает альтернативную проблему», с помощью которой ребенок либо решит первую (более важную) — получит тепло и заботу от родителей, либо избежит с ней контакта — не пойдет в школу. Таким образом мозг «переключает» сложную проблему с иерархического инстинкта на более легкую в инстинкт самосохранения, то есть отводит от проблем в отношениях, переводя акцент на проблемы со здоровьем.
На этом простом и очевидном примере можно прийти к пониманию того, что и у нас все протекает по тому же принципу
И если нам под 30 лет и старше и у нас нет детей или есть дети, но нет отношений, или есть партнер, но мы в сомнениях, рожать ли от него, или разрушающие нас отношения, например, с эмоционально недоступным человеком (вариантов проблемных ситуаций много), то, скорее всего, наш мозг рано или поздно «предложит» нам на выбор паническую атаку, ипохондрию или другие страхи, депрессию, трудоголизм или что-то еще.
Таким образом мозг пытается отвести наше внимание с проблем иерархического инстинкта или инстинкта продолжения рода, «создавая» (придумывая) проблемы в области инстинкта самосохранения.
Обычно от таких людей можно услышать:
«Какие мне отношения с таким заболеванием?»
«Мне некогда думать о детях, решить бы проблему со своими страхами».
«И как вы предлагаете мне строить отношения, когда я вся в работе и в делах?»
«Какой развод, зачем такие стрессовые перемены, если у меня и так плохое самочувствие?»
«Мы оба решили пока не заводить детей, пока я не избавлюсь от панических атак»…
В подобных ситуациях человек, по сути, «прячется» от своих более глобальных проблем за другими. Все так же, как у ребенка, который болеет, лишь бы не пойти в школу или получить внимание своих близких.
Где решение?
Но ребенок так и будет болеть, пока не наладит отношения в школе или не будет получать достаточной любви от своих родителей. Так же и мы не решим проблемы с паническими атаками, страхами и прочим, если, по сути, они — наш «отвлекающий маневр», уводящий от других, более значимых жизненных вопросов.
И в таких случаях бессмысленно решать лишь проблемы с паническими атаками, страхами, перепадами настроения классическими методами, так как необходимо понять, что они являются лишь вторичными выгодами, позволяющими избегать решение совершенно других задач. А значит, классические методы либо не помогут, либо помогут частично, либо будет «откат».
Но если найти решение тех проблем, с которых все и началось, то и вторичные, в виде панических атак, страхов, исчезнут «за ненадобностью»
Все решится так же, как если ребенку дать внимание и заботу или помочь ему решить проблемы в отношениях в школе. Тогда ему и болеть смысла не будет.
Теперь у нас имеется понимание того, почему иногда необходимо решать не те проблемы, которые лежат на поверхности, но и обращать внимание на те, которые к этому привели. И решать подобные проблемы лучше при содействии грамотного специалиста, так как «самолечение» в таких случаях может лишь ухудшить положение дел.
Практикующий психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, автор книги
Сайт эксперта