Начнем с главного: как понять, это еще «просто тревога» или уже самое настоящее тревожное расстройство? Речь идет о заболевании, если переживания и симптомы:
мешают повседневной деятельности,
с трудом поддаются контролю,
несоизмеримы с реальными поводами и рисками,
длятся долгое время,
заставляют человека избегать определенных мест и ситуаций.
Многих из нас с толку сбивает тот факт, что тревога вообще-то может быть вполне полезной.
Например, именно беспокойство из-за предстоящего экзамена, собеседования или публичного выступления мотивирует нас тщательнее к нему готовиться. Даже артисты со стажем признаются, что волнуются каждый раз перед выходом на сцену, и в этом нет ничего удивительного.
Тревога — это реакция ума и тела на стрессовые, опасные или просто незнакомые ситуации, и «в умеренных дозах» она помогает нам оставаться в тонусе. Но вот тревожное расстройство — совсем другое дело. Оно как раз мешает нам предпринимать какие-либо действия и в целом негативно отражается на нашем психическом здоровье.
Главный корень тревоги — и главное «лекарство»
Что же кроется за нашей тревогой? Что заставляет нас так волноваться и переживать даже по самым незначительным поводам? Ответ максимально прост: потребность в контроле. Именно она заставляет нас буквально «трястись» в ожидании определенных событий.
А вот решение проблемы кроется в фокусе внимания. Именно то, на чем мы концентрируемся, и определяет, насколько тревожны или спокойны мы при столкновении с теми или иными событиями, будь то собеседование или пандемия.
Формула проста: чем больше мы фокусируемся на том, на что не можем повлиять, тем сильнее волнуемся. И наоборот: если мы научимся сосредотачиваться на вещах, которыми можем управлять, то будем чувствовать себя спокойнее, а мыслить — яснее. Думая о том, что в нашей власти, мы предпринимаем конкретные шаги, чего-то добиваемся, испытываем чувство удовлетворения. А значит, меньше тревожимся.
Меняя мысли, меняем жизнь
Кажется, сказать легче, чем сделать: ну как не думать о проблемах вроде ухудшения климата или пандемии, которая и не думает заканчиваться? Секрет — в практике, в конкретных действиях.
Для начала ответьте себе на следующие вопросы:
Могу ли я как-то повлиять на то, что вызывает у меня беспокойство?
Если да, то какие три шага я могу предпринять в ближайшем будущем?
Если нет, то на каких трех вещах мне стоило бы сосредоточиться вместо этого?
На каких краткосрочных целях я мог(ла) бы сконцентрироваться сейчас, чтобы в итоге достичь своих долгосрочных целей?
Какую выгоду мне приносят тревоги о том, что лежит за пределами моего контроля? Что я получаю, так и не решая свои проблемы?
Как говорится, если у проблемы нет решения, не тратьте время на беспокойство о ней, а если есть — тем более. Да, конечно, свести на нет все тревоги невозможно (по крайней мере, за короткий промежуток времени). Однако все мы уж точно в силах выбирать, куда направить фокус своего внимания.