Бункер с видом на ядерный взрыв: как «выживальщики» спасаются от Апокалипсиса

«Помогите решить проблему, от которой может зависеть моя жизнь! У нас в Америке мотоциклы „Урал“ продаются только с электронным зажиганием, но при ядерном взрыве оно будет выведено из строя электромагнитным излучением… Можно ли в России купить механический трамблер?»

Такое объявление появилось несколько лет назад на одном из российских байкерских форумов. И заданный в нем вопрос не всем покажется странным, учитывая вновь растущую популярность субкультуры выживальщиков, или сурвивалистов.

Выживание как цель

Начало движения относят к периоду холодной войны. Обещанная Хрущевым «Кузькина мать» и гонка вооружений привели большинство американцев к мысли о реальной возможности ядерных ударов.

И пока в СССР строили общественные бомбоубежища, одноэтажная Америка рыла персональные укрытия

Необходимость прятаться от торнадо и других стихийных бедствий — еще одна причина, по которой во многих штатах у каждого современного дома был теплый, хорошо оборудованный подвал с запасом еды для всей семьи. Ожидание ядерной зимы для некоторых превратило процесс обустройства укрытия в увлечение, которое набирало последователей, а с появлением Всемирной сети объединяло их в комьюнити.

В целом у всех приготовлений, как правило, одна цель — выжить, желательно обеспечив себя всем необходимым на случай БП. После эпитета «большой» в аббревиатуре следует известное всем носителям русского языка слово, означающее неприятный финал. Будет ли то ядерный взрыв, нашествие зомби или Третья мировая, атака инопланетян или столкновение с астероидом, мнения расходятся.

Бункер с видом на ядерный взрыв: как «выживальщики» спасаются от Апокалипсиса

Разнообразие видов

Сценарии спасения и направления подготовки тоже варьируются. Одни считают, что самое правильное — уходить в леса и выживать на природе; другие уверены, что только в городах есть шанс не погибнуть. Кто-то выступает за объединение, а кто-то уверен, что спасутся только одиночки.

Есть радикалы, которые читают: не позднее, чем послезавтра случится апокалипсис, все умрут, и только они смогут спастись в своем «гнезде параноика», отстреливаясь от зомби из дробовика и поедая запас тушенки, которому позавидовал бы даже госрезерв.

Часть сурвивалистов осваивает доступные военные и инженерные технологии и закупает девайсы — например, фильтры, превращающие содержимое грязной лужи в питьевую воду

«Это просто хобби. Мне интересны гаджеты и технические новинки, я люблю поездки в лес. Кто-то покупает смартфоны, чтобы ставить лайки, а кто-то — многодиапазонные радиостанции, чтобы в любых условиях была гарантированная связь, — объясняет 42-летний Слава. — Я далек от крайностей и не строю бункер, но считаю, что важно быть готовым к любому развитию событий и обеспечить безопасность себе и близким.

Нужно владеть приемами оказания первой медицинской помощи. Знаю, насколько эти навыки полезны и в обычной жизни: всякое бывает, например, аварии или несчастные случаи, и кто-то должен знать, как действовать в таких случаях».

«Игрушки» сурвивалистов бывают весьма дорогими. Некоторые компании предлагают услуги по обустройству подземных сооружений для комфортной жизни семьи без выхода на поверхность в течение нескольких лет. Американская фирма строит небольшие автономные бункеры на двух человек с кухней и туалетом по цене около 40 000$, а средние, равные по площади «двушке» в хрущевке, с двумя спальнями и отдельной гостиной, — за 122 500$.

Можно только гадать о стоимости элитных, которые, по слухам в Сети, пользуются популярностью у некоторых знаменитостей

Другие выживальщики, наоборот, считают главным умение обходиться минимальным набором инструментов и полагаться на свои навыки, знания и интуицию. В их среде есть свои авторитеты и легендарные личности, один из популярных — британец Беар Гриллс, герой популярного шоу «Выжить любой ценой».

Так что одни воспринимают сурвивализм как возможность отключиться от офисной рутины и проверить себя на прочность, а для других это становится практически смыслом жизни.

Бункер с видом на ядерный взрыв: как «выживальщики» спасаются от Апокалипсиса

Вопросы этики

«Моральный кодекс» сурвивалиста — отдельная история, и разобраться в ней непосвященным не так-то просто. С одной стороны, канонический сурвивалист берет на себя миссию по спасению всего рода человеческого. С другой, радикально настроенные выживальщики называют социальное окружение в период БП «балластом», который, по их мнению, только помешает сохранению собственной жизни, а об участи уцелевших женщин лучше даже не думать — их роль и судьба будет определяться по «закону силы».

Стремительное распространение нового вируса и возможный мировой экономический кризис для многих из них выглядят как предвестники БП или, как минимум, «боевые учения»

«Лайтовый сурвивалист» Кирилл, 28 лет, признается: «С одной стороны, поначалу было тревожно: по миру гуляет неизвестный вирус, вакцины нет — похоже на сценарии фильмов про конец света. Непонятные перспективы с работой тоже оптимизма не внушают. Но какая-то часть меня словила адреналин — вот оно, вот к чему я готовился… Страх и восторг, как на краю обрыва в детстве».

«Потребность в психологической безопасности для таких людей более актуальна, чем для остальных»

Наталья Абалмасова, психолог, гештальт-терапевт

Заметили, что в субкультуре сурвивалистов преобладающее большинство — мужчины? Мне кажется, это увлечение мира мужчин. Здесь они могут проявить свои глубинные инстинкты: защитить себя и свою семью от внешней угрозы, проявить силу, знания и особые навыки выживания, обеспечить безопасность.

Представьте, что мы лишимся привычных благ цивилизации: электричества, интернета, крыши над головой. Эти люди хотят быть готовыми к подобным ситуациям, а не беспомощными и растерянными.

Можно сказать, что потребность в психологической безопасности для них более актуальна, чем для других

Среди мотивов подобного увлечения — возможность побыть наедине с природой, вдали от суеты, освоить новые умения, к примеру, ориентировки на местности или обращения с оружием. Подобное хобби может быть увлекательным и развивающим.

Но если тема выживания становится основной в жизни и приобретает характер одержимости, то мы можем говорить об этом увлечении как о патологическом симптоме, и тут нужно более тщательно разбираться в характере этого нарушения.