Компьютерными играми никого уже не удивишь. За пару десятилетий они эволюционировали из примитивных «стрелялок» в реалистичные виртуальные проекты.
Но игровые технологии уже шагнули дальше. И сегодня можно погрузиться в виртуальную реальность с полным эффектом присутствия, а можно стать участником многочасового спектакля — в роли зрителя или героя. Для кого-то это развлечение, как обычная интерактивная игра, а для кого-то — инструмент развития креативных решений.
Поговорить со своей головой
На 58-й Венецианской биеннале (это самый известный мировой форум современного искусства) в мае 2019 года российские медиахудожники и разработчики искусственного интеллекта представили перформанс. Зрители выставки могли увидеть собственного цифрового клона с помощью приложения Faced2Faced, созданного медиахудожниками Натальей Алтуфьевой и Ярославом Кравцовым.
Выглядит это так: хозяин смартфона протягивает перед собой руку, и с помощью приложения на руке появляется «говорящая» голова. Причем голова собственная. Со стороны рука кажется пустой, но если смотреть на нее сквозь телефон — возникает трехмерное изображение.
«Игра — такой же медиапродукт, как фильм, музыка, книга, только более сложный технологически, с элементами интерактивности, — поясняет Ярослав Кравцов, независимый разработчик видеоигр. — Приложение имеет более глубокое значение, чем может показаться».
Голова, появившаяся «из телефона», как джинн из бутылки, хоть и похожа на хозяина, но живет своей жизнью. Материал, из которого она создана, — та информация, которую мы же сами размещаем о себе в социальных сетях, наши фотографии, слова о себе, шутки, голос.
Жить в собственном проекте
Все мы рисовали в детстве домик. А во взрослой жизни можем еще и войти в него. Для этого нужно только надеть специальные очки — и можно пройтись по коридорам, покрутить ручки, открыть шкафы. Можно очутиться на пляже или потянуться за веткой, не выходя из квартиры.
«Эти принципиально новые технологии позволяют почувствовать то, что невозможно увидеть на экране монитора, — поясняет Ярослав Кравцов. — Удивительно, как они обманывают наш мозг! Например, в виртуальной реальности нужно пройти по узкой дощечке на большой высоте. И в специальных очках мы это видим, хотя и понимаем, что мы в комнате, рядом друзья, что никуда мы не упадем. Но ощущения пространства самые настоящие».
Такие технологии помогают разработать дизайн-проект и проверить на собственном опыте, каково это — быть в комнате такого цвета, удобно ли ходить между расставленной так мебелью. Насколько комфортна и безопасна созданная среда. Особенно комфортно работать над такими проектами командой.
В виртуальной «квартире» или «цехе» собираются специалисты, которые могут физически находиться в это время не то что в разных частях офиса, но и даже света. С помощью специальных очков можно рисовать в формате 3D.
Для профессиональных художников это открывает возможность создавать объемные полотна, которые развивают пространственное мышление и воображение. Есть технологии, позволяющие подарить созданному цветку аромат, а птицу «научить» петь.
Зрители реагируют по-разному: кто-то поначалу пугается, ведь не каждый день разговариваешь с самим собой
Но клон не в точности соответствует нам, ведь мы приукрашиваем себя в публичном пространстве. Стараемся выложить фото с наилучшего ракурса, редко признаемся в своих грехах и темных сторонах. Поэтому мы видим не точное зеркальное отражение.
Можно задать голове вопросы, она ответит — не так, как мы ожидаем. И такой диалог — возможность увидеть себя со стороны, такими, какими мы себя презентуем вовне. Такими, какими нас «увидело» виртуальное «Я». Это возможность определить свою зону развития.
«Я к этому проекту отношусь как к рождению и взрослению ребенка, — продолжает Ярослав Кравцов. — Как его создатель я радовался, когда голова просто появилась, потом она «научилась» слышать и говорить. Я испытывал радость, восторг — вроде бы «железка», но вдруг она смотрит на меня человеческими глазами! Почему я использовал собственное изображение каждого? Потому что мы себе доверяем больше, чем кому бы то ни было».
Зрители реагируют по-разному: кто-то поначалу пугается, ведь не каждый день разговариваешь с самим собой. Кто-то радуется. Почти все начинают фантазировать, что можно еще придумать с головой, чему научить ее или во что нарядить. Каждый становится немного творцом, создателем самих себя и собственных возможностей.
«Для меня это не просто конкретная единичная работа. Это история про то, какие могут быть технологии в будущем, каким будет наше взаимодействие с ними, и это можно начать изучать уже сейчас, дать возможность окунуться в это будущее, которое уже на самом деле стало настоящим».
Попасть в иммерсивное шоу
Но чтобы погрузиться в необычное пространство и стимулировать воображение, не всегда нужны высокие технологии. Достаточно участвовать в иммерсивных шоу, которые вошли в моду несколько лет назад и продолжают привлекать к себе внимание.
«Мы создаем атмосферу, закрытые большие пространства с помощью актеров и интерьера, и погружаем участника в многочасовые спектакли-шоу (например, несколько лет мы показывали шоу по пьесе Ибсена), сейчас готовим новое масштабное шоу в центре Москвы, — рассказывает продюсер иммерсивных мероприятий Анна Шарма. — Наша цель — побудить каждого отключить привычные паттерны, «плыть по течению», чтобы он нашел нестандартное решение, повел себя иначе, чем обычно, и узнал о себе что-то новое. Нам присылают письма благодарности. Кто-то не мог уснуть после шоу и писал стихи, кто-то рисовал или сочинял музыку».
Как происходит такое действо? Представьте себе особняки в несколько тысяч квадратов, с соответствующим интерьером, декорациями, светом, звуками, запахами. Если по сценарию есть «церковь», то она пахнет ладаном, «сад» — цветами. Несколько десятков разных локаций и площадок, каждый шаг выверен по минутам.
Особняк как будто улавливал мое настроение и мысли, показывал мне спектакль, соответствующий моим переживаниям
Участник может смотреть за игрой актеров на расстоянии вытянутой руки, улавливая точное попадание их реплик в свое состояние и что-то осознавая, видит других участников, а может стать героем сцены.
«Я была на шоу более 17 раз, и каждый раз был не похож на предыдущий, — делится продюсер. — Особняк как будто улавливал мое настроение и мысли, показывал мне спектакль, соответствующий моим переживаниям. Персонаж каким-то образом поднимает именно твои, личные темы и вопросы, которые сама для себя, например, я поднять не решалась».
У каждого участника свои инсайты. Одна девушка призналась, что 7 лет не могла обсудить с бывшим мужчиной их разрыв, а после двух с половиной часов, проведенных на шоу, она наконец смогла поговорить с ним, и это изменило ее жизнь.