Что это такое
Для многих пограничное расстройство личности, или ПРЛ — диагноз, смутно знакомый по прекрасному фильму «Прерванная жизнь» с участием Вайноны Райдер и Анджелины Джоли. К сожалению, этот диагноз все чаще встречается вовсе не в кино, а в жизни. Бордерлайнером (от англ. borderline personality disorder — пограничное расстройство личности) с большой вероятностью может быть ваш знакомый или родственник.
По оценкам исследователей, пограничным расстройством личности страдают 2–3% жителей планеты. При этом многие психологи и психиатры отмечают, что ПРЛ не уделяется достаточного внимания. Например, в Международной классификации болезней МКБ-10, используемой российскими врачами, четкого определения вообще нет, оно рассматривается как разновидность эмоционально неустойчивого расстройства.
В американском Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств DSM-5 определение ПРЛ присутствует, однако и американские специалисты полагают, что это заболевание обделено вниманием. Они считают, что ПРЛ существует «в тени» отчасти схожего биполярного расстройства личности. В последнем случае исследования финансируются намного щедрее, и прогресс в этой области уже очевиден.
Биполярное расстройство вошло в список расстройств, чье негативное влияние на общество изучается в рамках международной программы Global Burden of Disease («Глобальное бремя болезней»), а пограничного расстройства личности в этом списке нет. Между тем по своей тяжести и возможности провоцировать самоубийства пограничное расстройство личности не уступает биполярному.
Диагностика ПРЛ также сталкивается с серьезными трудностями, единого и общепринятого описания пока не существует. Однако можно выделить как минимум шесть признаков, выраженность и повторяемость которых позволяет предположить, что человек страдает этим расстройством.
Признаки
1. Нестабильность личных отношений
Тех, кто страдает ПРЛ, можно назвать «людьми с содранной кожей». Они невероятно чувствительны к малейшим эмоциональным воздействиям. Слово или взгляд, которые большинство из нас просто оставили бы без внимания, становятся для них причиной серьезных травм и мучительных переживаний.
По словам психолога Марши Лайнен, автора собственного метода лечения ПРЛ — диалектико-поведенческой терапии, «они существуют с постоянной болью, которую окружающие недооценивают и пытаются объяснить неверными причинами».
Легко понять, что сохранить стабильность отношений в такой ситуации почти невозможно. И восприятие людьми с пограничным расстройством даже своих близких и любимых может меняться с «я тебя люблю» на «я тебя ненавижу» буквально за несколько секунд.
2. Черно-белое мышление
Вечные метания между любовью и ненавистью — частное проявление более общей проблемы. Такие люди вообще почти не различают полутонов. И все на свете для них выглядит либо очень хорошим, либо чудовищно плохим.
Это же отношение они распространяют и на самих себя. Они либо воспринимают себя самыми прекрасными людьми на свете, либо — самыми ничтожными существами, которые и жить-то недостойны. В этом — одна из печальных причин того, что до 80% пациентов с таким диагнозом подумывают иногда о самоубийстве. А 5–9% в итоге, увы, реализуют это намерение.
3. Страх быть покинутыми
Из-за этого страха бордерлайнеры часто выглядят беззастенчивыми манипуляторами, тиранами или просто эгоистами. Однако все намного сложнее. Они снова и снова цепляются за отношения, стремятся все свое время проводить в обществе тех, кого любят, и могут даже физически пытаться помешать их уходу всего лишь в магазин или на работу по той причине, что расставание для них невыносимо.
Страх расставания (реального или ими самими придуманного) с близкими может провоцировать у страдающих ПРЛ приступы паники, депрессии или гнева — типичные симптомы перечислены в справке Национального института психического здоровья США.
4. Импульсивное, саморазрушительное поведение
Всем нам время от времени случается совершать необдуманные поступки. Но одно дело — спонтанная покупка ненужной вещи или внезапный отказ идти на вечеринку, где нас ждут, и совсем другое — привычки, угрожающие здоровью и жизни.
В числе подобных привычек склонность к алкоголю и наркотикам, заведомо рискованная манера управлять автомобилем, незащищенный секс, булимия и многие другие не слишком приятные вещи. Любопытно, что российский исследователь Татьяна Ласовская относит к подобным саморазрушительным особенностям поведения и склонность к нанесению татуировок.
5. Искаженное восприятие себя
Еще одна типичная черта пациентов с ПЛР — искаженное восприятие самих себя. Их странное и непредсказуемое поведение нередко определяется тем, насколько, по их мнению, хорошо или плохо они выглядят в данный момент. Разумеется, оценка может быть бесконечно далекой от реальности — и изменяться внезапно и тоже без всяких видимых на то причин.
Вот как описывает это актриса Лорен Оушн в своем рассказе What It’s Like To Live With Borderline Personality Disorder («Каково жить с ПРЛ»): «Временами я чувствую себя заботливой и нежной. А временами становлюсь дикой и безрассудной. А бывает и так, что я как будто бы вообще теряю всякую личность и перестаю существовать. Я сижу и могу думать обо всем на свете, но я при этом совсем ничего не чувствую». Оушн страдает ПРЛ с 14 лет.
6. Невозможность контролировать эмоции и поступки
После всего перечисленного едва ли стоит удивляться тому, что людям с пограничным личностным расстройством очень трудно (а часто и вообще невозможно) контролировать и мысли, и эмоции, и способы их выражения. Результатом становятся неспровоцированная агрессия и вспышки гнева, хотя возможны и такие проявления, как депрессия и параноидальные навязчивые идеи.
Лорен Оушн замечает: «Одна из самых неприятных черт ПРЛ — то, как оно влияет на мое поведение в отношении других людей. Я могу превозносить человека до небес. А могу не ставить его в грош — причем одного и того же человека!»
Люди с этим расстройством страдают от недуга не меньше, чем те, кому приходится выносить их бесконечные перепады настроения, вспышки гнева и другие тяжелые проявления болезни. И хотя решиться на лечение бывает нелегко, это абсолютно необходимо.
Что делать
Лучшим способом борьбы с ПРЛ сегодня считается психотерапия. Лекарств против этой болезни не существует, и медикаментозное лечение рекомендуется лишь тем пациентам, у которых пограничное расстройство осложнено сопутствующими проблемами — например, хронической депрессией.