«Спа-си-бо! Эти три слога могут изменить нашу жизнь», — уверен Роберт Эммонс, социальный психолог, профессор Калифорнийского университета (США). Конечно, речь не о тех формулах благодарности, которые мы машинально произносим, когда идущий впереди придерживает перед нами дверь или сидящий за общим столом передает нам соль.
Чувство признательности благотворно, только когда мы выражаем его осмысленно. Это происходит так: вначале мы отмечаем, что получили дар (материальный подарок, помощь или моральную поддержку), который имеет определенную ценность (усилия, приложенные дарящим), а затем признаем, что «источник благ находится вне нас самих». Этим источником может быть другой человек, но также и сама жизнь.
Видеть жизнь позитивно
Чтобы определить, насколько сильно влияет на нашу жизнь чувство благодарности, Роберт Эммонс и его коллега Майкл Маккаллох провели интересный эксперимент. Они пригласили для исследования несколько сотен добровольцев и разделили их на три группы. Первая группа ежедневно записывала в дневник все свои переживания; вторая — только неприятные; а в третьей группе каждый участник должен был ежедневно записывать имена людей и событий, вызвавших у него чувство благодарности.
Через десять недель обнаружилось, что третья группа настроена более позитивно, чем остальные: ее участники занимались повседневными делами с удовольствием, а в будущее смотрели с оптимизмом. И это еще не все: они меньше тревожились о своем здоровье и лучше заботились о себе, в частности занимаясь спортом.
Изменения к лучшему происходят, когда мы настроены на благодарность: чем чаще пытаемся отыскать для этого причины, тем легче их находим. Кроме того, чем чаще мы благодарим окружающих, тем выше они нас ценят, тем теплее к нам относятся, и у нас появляются новые поводы для признательности.
Мы словно включаемся в бесконечный круговорот добра во Вселенной. Как работает этот механизм?
«Благодарность помогает направить внимание на счастливые события своей жизни и отвлечься от чувства неудовлетворенности, — объясняет психотерапевт Маргарита Жамкочьян. — Она не отменяет отрицательных эмоций, но побуждает нас чаще испытывать эмоции положительные, привлекая внимание к нашим удачам и открывающимся перед нами возможностям. В результате мы в целом начинаем относиться к жизни более позитивно».
Поэтому так важно уметь переходить от неудовлетворенности («У меня нет того, мне не хватает этого») к благодарности: («Я доволен тем, что у меня есть»). Размышляя об этом, Майкл Маккаллох утверждает, что «благодарность может стать удачной альтернативой материализму, разъедающему, подобно язве, современное общество сверхпотребления».
И наконец, добавляет Маргарита Жамкочьян, «испытывая благодарность, мы перестаем зацикливаться на себе и обращаем внимание на других людей». Такое центробежное перераспределение внимания позволяет нам не только отдохнуть от гнетущей сосредоточенности на себе самом, но и наладить теплые отношения с миром и окружающими нас людьми.
Шагнуть навстречу
«Благодарить, дарить благо, воздавать должное — значит делиться своим чувством с другим, — объясняет философ Андре Конт-Спонвилль. — Удовольствие, которым я обязан тебе, мы переживаем вдвоем».
Благодарность — словно рука, протянутая другому человеку в ответ на его помощь, поддержку или подарок. Поэтому от признательности другим за то, что мы чувствуем себя человеком, достойным внимания и любви, и до признательности как символа благодарности — всего лишь шаг. От нас он требует осознания одной простой истины: чтобы жить, мы нуждаемся друг в друге.
Именно взгляд другого человека изначально дает нам почувствовать, что мы действительно существуем, а затем подтверждает нашу ценность. Не получая признания от других, нельзя ощутить собственную значимость. Чтобы убедиться в этом, можно вспомнить чувство, которое охватывает нас, когда мы не получаем ни малейшей признательности за оказанную нами услугу.
Неблагодарность наносит нам рану: мы чувствуем себя, словно в признании отказано не нашему подарку, а всей личности
«Благодарность не требует героизма, — отмечает итальянский философ Пьеро Ферруччи. — Она не зависит от нашего таланта, силы или оригинальности. Она основывается на нашей способности быть уязвимыми, то есть принимать помощь от других и радоваться этой поддержке».
Подобно киноактеру, который отмечает полученный «Оскар» бесконечными благодарностями, мы отражаем в словах признательности то, что находится в нас и при этом от нас не зависит. Такое представление характерно для философов-стоиков, которые всегда ставили смирение выше тщеславия.
Так, в первых строках своих «Размышлений» древнеримский философ Марк Аврелий упоминает всех, кому обязан своими лучшими качествами: «От Вера, моего деда, я унаследовал сердечность и незлобивость. От славы моего родителя и оставленной им по себе памяти — скромность и мужественность… От матери — благочестие, щедрость, воздержание не только от дурных дел, но и дурных помыслов. А также — простоту образа жизни, далекую от всякой роскоши...»
Подобный взгляд на жизнь также дает возможность осознать свои ограничения, а значит, помогает принять себя таким, как есть.
Как дети учатся признательности
В раннем детстве ребенок произносит «спасибо» автоматически, повторяя за родителями, и лишь к шести-семи годам начинает благодарить вполне осмысленно.
«Мама испекла специально для нас пирог!» — сообщает 5-летняя дочь отцу, с которым они только что вернулись с катка. От того, что он скажет в ответ, от умения родителей благодарить друг друга и детей за помощь или полученный подарок зависит то, насколько легко овладеет ребенок навыком благодарности.
Это чувство не только объединяет, но и обладает «очеловечивающей» функцией: участвуя даже в формальном обмене любезностями, ребенок понимает, что не может жить во власти своих импульсов, и воспринимает себя как личность, способную существовать с другими людьми.
«В возрасте трех-четырех лет выражение благодарности формально, — рассказывает детский психолог Татьяна Бедник. — Ребенок не осознает намерений того, кто ему что-то дает, и не способен оценить этого жеста, а также не может понять, что другой подумал о нем и его удовольствии. Ситуация обмена — ты мне что-то даешь, а я тебя благодарю — осознается примерно к шести-семи годам. В это время мозг ребенка созревает для того, чтобы благодарить осмысленно».
Но настоящая благодарность требует более зрелой психики. Это чувство — как, например, и смелость — нельзя ощутить по команде. Ребенок становится смелее, если видит, как старшие преодолевают свои опасения и сдерживают беспокойство. То же происходит и с благодарностью: наблюдая ее в своих родителях, дети впитывают это чувство.
Эмоция мудрости
Смирение, великодушие, милосердие — вот лишь несколько добродетелей, которые вызывают благодарность и сами берут в ней начало. «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным, — признавался Цицерон. — Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей».
Роберт Эммонс и Майкл Маккаллох заинтересовались благодарностью в поиске ответа на вопрос: почему глубоко верующие люди часто чувствуют себя счастливее, чем остальные? Ученые пришли к выводу, что верующие чаще испытывают чувство благодарности, чем неверующие. Ведь благодарность, отмечает философ Беранжер Касини, «это принятие всего, что несет нам судьба, и в этим она сродни благодати Божьей».
«Голос благодарности куда более тихий, чем стон боли, зато у нее больше тем, вариаций, имен, — говорит православный священник Владимир Зелинский. — Благодарность — это всегда зашифрованная весть о Боге, о котором мы узнаем еще до того, как овладеваем языком или только алфавитом веры».
Благодарность воспитывает в нас умение жить здесь и сейчас, к которому призывал Будда
Она сродни состоянию полной осознанности, достижимому с помощью медитации. Благодарность — это открытость всему, что несет нам судьба: и горестям, и радостям. Это безусловное принятие, примиряющее нас со всей нашей жизнью — как с настоящим, так, разумеется, и с прошлым.
«Когда мы благодарим, мы радуемся тому, что уже произошло, — напоминает Андре Конт-Спонвилль. — Благодарность — это радость памяти, это и любовь к нашему прошлому». Она дарит нам «вновь обретенное время» и избавляет от терзавших душу сожалений или тоски по прошлому.
Благодарность исцеляет нас от страданий, связанных с конечностью человеческого существования, ограниченностью возможностей, быстротечностью времени, гневом, обидой, а также одиночеством. Благодарность не равнозначна счастью, но она позволяет нам его испытать!