«Мы используем всего 10% возможностей мозга». «Слушая Моцарта, мы становимся умнее». «Правополушарные люди креативнее остальных». Эти и многие другие утверждения ученые называют «нейромифами», то есть ложными представлениями о мозге и обучении.
К ним же относится и очень популярное разделение людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков. А ведь за годы распространения этой теории многие привыкли считать это частью своей личности или определять таким образом собственных детей или учеников.
«Видите ли, я визуал, поэтому не воспринимаю информацию на слух». «Мой ребенок кинестетик, поэтому он не хочет читать, но готов работать с игрушками». Неужели все это — глобальное заблуждение?
Научная правда
Лаборатория исследования когнитивного здоровья при Лаврентийском университете в Канаде изучает как раз нейромифы стилей обучения, связанных с «аудиальными», «визуальными» и «кинестетическими» особенностями людей.
Оказалось, 90% канадских учителей убеждены, что это деление — верное. Исходя из него, они выстраивают способы обучения и взаимодействия с детьми. Но так ли велики различия в развитии мозга разных людей?
Из 100 миллиардов нейронов, которые уже есть в мозге ребенка при рождении, у каждого развивается уникальная сеть синаптических связей. Но это развитие не делает мозг одного человека полностью отличным от мозга другого. Иными словами, ни слуховое, ни зрительное, ни тактильное восприятие не «лидирует» как основной способ общения с миром.
Скептикам ученые предлагают взять фотографию человека, которого кусают комары. Без предупреждения покажите это фото другу-«аудиалу», и вы увидите, что он начнет реагировать кинестетически, то есть расчесывать кожу, не осознавая этого. Так выглядит реальное функционирование мозга.
Самосбывающиеся пророчества
Так ли уж безвредны нейромифы? Казалось бы — ну считает человек себя таким или сяким. Ну и что? Но на самом деле ложные убеждения о себе, о детях или учениках работают как «самосбывающиеся пророчества». То есть мы программируем с их помощью сами себя.
Если вы или ваш ребенок проявляете музыкальные способности, стоит только поставить штамп «аудиал», и потеряется мотивация к обучению другим предметам, таким как история, литература или геометрия. «Я все равно не смогу запомнить все эти страны и континенты — я же аудиал». Мы понимаем, к чему приводит подобное убеждение.
Но что, если ребенок мог бы стать прекрасным ученым, сохранив любовь к музыке как хобби? Нейромифы могут закрыть для человека многие возможности. Особенно вредны такие предубеждения для педагогов и репетиторов, которые выстраивают обучающие программы, опираясь на ложную концепцию.
Что на самом деле нужно учитывать? Что человеческий мозг любит воспринимать мир разными органами чувств. Это усиливает синаптические связи между ними. Поэтому учебные материалы, занятия, выступления, презентации и прочие варианты подачи информации в нашей повседневной жизни должны задействовать и визуальный, и слуховой, и тактильный способы восприятия.