Помните всевластную Миранду Пристли в «Дьявол носит Prada», которая уничтожает других без тени сомнения? Помните монструозную бабушку в «Похороните меня за плинтусом», которая тиранит внука удушающей любовью? А Елену из одноименной картины Андрея Звягинцева, буквально «поглощающую» мужчин — мужа и сына? А эгоистичную мать Эрики в «Пианистке» Михаэля Ханеке?
Всех этих женщин представители классического психоанализа могли бы назвать фаллическими
Такие женщины обладают «фаллосом», то есть властью, могуществом. Основной способ взаимодействия с окружающими — сравнение и соперничество с мужчинами. Зигмунд Фрейд считал, что причина такого поведения — зависть к пенису, избавиться от которой женщина может только двумя способами:
доказать всем, что она ничуть не хуже мужчин,
родить ребенка, который символически заменяет пенис.
Как проявляется фалличность у современных женщин? Мы задали этот вопрос двум экспертам: психоаналитику Светлане Федоровой и юнгианскому аналитику Льву Хегаю. И получили два разных мнения.
«Фаллические женщины воспринимают пассивность как нечто унизительное»
Светлана Федорова, психоаналитик
Как появляются
Фаллос символизирует всемогущество. Соблазн обладать властью возникает у представителей обоих полов. Но если мужчина обладает пенисом от природы, то женщина в какой-то момент сталкивается с фактом нехватки. Она может испытать дискомфорт и попытаться компенсировать это чувство, конкурируя с мужчинами.
Фаллическая женщина стремится не просто отобрать власть, но и кастрировать, лишить силы мужчину. Легко можно представить себе мать семейства, которая обесценивает и делает мужа никчемным в глазах детей — такой тип женщин очень характерен для нашей российской действительности.
Они не обязательно деспотичны, нет. Они могут быть и хитрыми, и гибкими. Бывают «кошечки», которые ведут себя кротко и мягко, завоевывают мужчину, а потом присваивают фалличность, оставляя какую-то функцию, например — зарабатывать деньги.
Желание обладать мужской властью возникает из-за страха перед неопределенностью женской природы, неприятия пассивности, которая воспринимается как что-то унизительное
Обычно такое отношение к женственности девочке передает мама. Она может говорить: «нельзя заниматься любовью с мальчиками», «любви нет», «мужчина нужен для того, чтобы приносить деньги». Или обесценивать в дочери женственную принимающую сторону и подчеркивать, как важно иметь власть над мужчиной.
Или воспитывать девочку как мальчика и транслировать чувство стыда за инертность. Такая девочка не воспринимает женственность как нечто привлекательное, а женский половой орган — как достоинство, источник удовольствия и новой жизни. Она хочет захватить все мужское.
В школе такая девочка будет во всем соперничать с другими, стремиться стать самой лучшей, самой умной, самой красивой. Причем именно за счет обесценивания окружающих. Поражение для нее невыносимо.
Фалличность и нарциссизм: в чем разница
Фаллические женщины близки к нарциссическому типу личности. И те и другие постоянно чувствуют тревогу, которую надо заглушить, страх пустоты, которую необходимо заполнить.
Однако между ними есть различие, которое психоаналитик Поль-Клод Ракамье формулирует так: фаллическая женщина действует тайком и за кулисами, никогда открыто и честно. Она всегда манипулирует «заместителями», которые воспринимаются как инструменты. Например, больной ребенок, который заболевает для того, чтобы тем самым выполнять скрытое требование матери.
А нарцисс не скрывает и не прячет свою суть. Он — у всех на виду, «снедаемый гордыней во всем своем церемониальном великолепии». Он не утверждает свою волю через «заместителей», а сам утверждает себя.
В основе поведения и тех и других скрывается мощнейший страх кастрации — лишиться потенции, силы
Но если самодовольные нарциссы везде, где только возможно, демонстрируют «фаллос» (деньги, статус, власть), то фаллические личности вдобавок к этому еще и кастрируют других.
У каждой женщины, родившей ребенка, есть соблазн сделать его нарциссическим продолжением. Многие знают истории про матерей, которые что-то не реализовали в жизни и требуют от ребенка осуществления мечты, чтобы потом присвоить результат себе: «Ты ничто без меня, это все благодаря мне».
Кстати, современное общество всячески поддерживает и культивирует эти качества — поглощать, обладать властью, самоутверждаться, и от этого очень сложно отказаться.
Что делать тем, кто рядом
Мужчина, который выбирает в партнеры такую сильную, властную женщину, часто ищет такие качества, занимает пассивную позицию и позволяет отбирать силу.
Обычно такой тип отношений повторяет какую-то предыдущую историю, например, тесную связь с подавляющей матерью или бабушкой. Только когда мужчина осознает, что такие неравноправные отношения не устраивают, возможна психотерапевтическая работа.
Мальчик должен искать кого-то третьего, чтобы вырваться из симбиотических отношений с поглощающей матерью. В идеале таким объектом мог бы быть отец, который призван создать дистанцию между сыном и матерью.
Но если мать уже отобрала у отца «фаллос», это становится проблематично
В этом случае третьим может выступать кто-то посторонний — тренер, учитель, дедушка, любой авторитетный мужчина, который верит в него и поможет вырваться из-под власти матери.
Девочка должна проделать более сложную работу. Ей важно развить женственность, а для этого — принять мать, какой бы ужасной она ни была. Часто девушки говорят: «Я никогда не буду такой, как она». Только после того, как они смогут найти и принять что-то привлекательное в материнской женственности, перестанут чувствовать стыд за собственную женственность.
«Активная, конкурирующая с мужчинами женщина — это норма»
Лев Хегай, юнгианский аналитик
Говорить о современных женщинах в терминах Зигмунда Фрейда, по-моему, некорректно. Гендерные нормы сегодня очень сильно изменились. По стандартам того времени мужское однозначно понималось как активное, а женское как пассивное. И в стремлении женщин быть активными, соперничать, играть мужские роли в жизни основатель психоанализа видел проявление зависти к пенису и невроз.
Мы живем в эпоху победившего феминизма, и образ успешной бизнес-леди, эмансипированной женщины, которая реализует себя в обществе наравне с мужчиной, воспринимается сегодня как абсолютная норма. Поэтому я бы описывал таких женщин через архетипы богинь. Прежде всего — Артемиды, Геры и Деметры.
1. Артемида — социально активная женщина
Артемида не создает семью, а строит карьеру, причем в традиционно мужских сферах — богиня, как вы знаете, обожает охоту. Она может ощущать себя вполне гармонично и не испытывать внутренних конфликтов.
Но если женщина нуждается в близости, но не способна создать устойчивые полноценные отношения, если желание конкурировать связано с неуверенностью в себе как в женщине, со страхом перед мужчиной, — тогда можно говорить о личностных нарушениях.
2. Гера — руководит мужем и семьей
Гера превращает мужа в ребенка и решает все хозяйственные и финансовые вопросы самостоятельно. Типичный пример — Маргарита Павловна из фильма Михаила Козакова «Покровские ворота».
Это очень российский сценарий, связанный отчасти с войной и гендерным дисбалансом, отчасти со славянской культурой, которая, в отличие от патриархальной германской культуры, всегда была матриархальной.
Другое дело, что в прежние времена муж и жена все-таки делили функции: мужчина отвечал за финансы, женщина заправляла семейными отношениями, эмоциональной сферой. Он был «головой», она — «шеей».
Сегодня эти роли перепутаны. Стремление женщины к равному участию во всех делах пары сегодня стало нормой. В такой ситуации соперничество партнеров в браке будет естественным.
Столкновение разных точек зрения и поиск компромисса развивает отношения. Однако Гера часто испытывает желание доминировать, из-за чего начинает ревновать и контролировать, воспринимать партнера как собственность, как часть себя или как функцию или вещь. Если муж не так силен, как Зевс, то в таких отношениях «кастрируется»: например, может стать алкоголиком или импотентом.
3. Деметра — мать, чрезмерно опекающая детей
Деметра считает, что должна жертвовать жизнью ради детей, забывает о себе и мешает развиваться ребенку, делая его инфантильным. Она не желает расставаться с материнской ролью, даже когда дети взрослеют, и активно вмешивается в их жизнь.
О нарушениях можно говорить, когда родительский инстинкт матери наносит вред как взрослению ребенка, так и ее личной жизни. Хорошая мать позволяет ребенку вовремя и безболезненно сепарироваться.
Кстати, в силу установки общества на автономное существование родителей и детей новой нормой хороших родителей считаются такие родители, о которых не вспоминают, просто знают о любви.
Психоаналитик, старший преподаватель кафедры психоанализа факультета психологии НИУ ВШЭ
Юнгианский аналитик, психотерапевт, ооснователь Московской ассоциации аналитической психологии (МААП)