«Я хочу понять свою дочь», — услышала я от мамы Кати в ответ на вопрос о цели встречи. Катя — умная, красивая и успешная в учебе девочка, которая решила «похудеть лучше всех». От мамы девочки, больной анорексией, редко можно услышать такой ответ. Обычно к моменту визита к психологу она находится в состоянии, в котором думает только о выживании дочери. В этот раз женщина объяснила: «Она же умная. Не может она хотеть тех глупостей, о которых говорит». Катина мама смогла заметить то, что считается в психиатрии одним из базовых правил: содержание бреда и галлюцинаций не имеет значения. Неважно, какая это болезнь: шизофрения, обсессивно-компульсивное или анорексия.
При анорексии девочка заявляет, что она хочет быть худой, потому что это красиво. Она неистово старается похудеть через отказ от еды, изнуряет себя спортом, принимает слабительные и мочегонные препараты. Содержание бреда при анорексии — ненависть к своей фигуре и желание быть худой красавицей. Это желание не имеет ровным счетом никакого значения. Худоба — лишь зацепка, которая удачно вписалась в контекст жизни девушки и ее социальной ситуации.
Целевого веса и объема у больных анорексией нет. Цель — ежедневные победы в виде снижения веса, цифры
А что же тогда имеет значение? Понимание механизмов болезни дает ключи к лечению. Важнее всего понять, на фоне какой болезни появилось нарушение в пищевом поведении. Анорексия — это не одна болезнь, а комплекс взаимосвязанных симптомов. Она цветет на фоне разных других болезней: неврозов, психозов, расстройств личности. У анорексии отличниц существует свой механизм, в котором есть три главные шестеренки.
1. Зависимость от достижений
Катя, как и многие другие аноректики, может рассказать, что хочет понравиться одноклассникам, которые травили ее за полноту. Или вспомнит, что обиделась на замечание отца о ее фигуре. Будь это так, Катя добилась бы фигуры, которая нравится одноклассникам и папе, и остановилась на этом. Но она идет гораздо дальше. Исхудавшую до состояния скелета девочку так же травят в школе и так же обижает папа. А процесс сброса килограммов все продолжается.
Целевого веса и объема у больных анорексией нет. Цель — ежедневные победы в виде снижения веса, цифры. Где еще цифры становятся предметом и критерием достижений? В школьном дневнике. Анорексия отличниц развивается на фоне зависимости от достижений. Эта особенность выделяет ее среди других типов анорексии: жертвенной, демонстративной и т.д.
Отличники — это чаще всего тревожные дети, которые не верят в то, что другие люди могут любить их безусловно. Способом получения любви становятся достижения в учебе, спорте или искусстве. К слову, родители могут быть в этом и не виноваты. Вначале ребенок получает оценки, чтобы получить поощрение. Постепенно на первый план выходит оценка ради оценки. И вот гонка за оценками идет уже не ради похвалы, а чтобы заглушить иррациональный внутренний ужас от угрозы стать недостойным любви.
При анорексии этот процесс повторяется в сфере красоты. Сначала девочка мечтает стать красивой. Начинает худеть и получает результат — снижение веса и комплименты. Постепенно происходит «сдвиг мотива на цель» и на первом месте оказывается вес ради веса, цифры ради цифр. Так девочка весом в 35 кг может сказать: «Мне нравится, сколько я сейчас вешу, но я схожу с ума, если вес такой же, как вчера. Мне нужно сбросить хотя бы пару граммов».
Зависимость от цифр веса без привязки к внешнему виду легко подтвердить, если предложить девочке два раз в день измерять объемы тела сантиметровой лентой. Для внешнего вида измерения объемов важнее веса. Однако когда девочка видит, что вес снизился, а объемы, наоборот, выросли от отеков, то беспокойства не возникает. А если цифры объемов уменьшаются, а вес подрос на пару граммов — это вызывает истерику.
Спустя несколько дней синхронного измерения объемов тела и взвешивания проявляется терапевтический эффект: заостренность на весе значительно ослабляется. Главное — дать девочке возможность сделать вывод самостоятельно. После этого лучше предложить использовать только сантиметровую ленту.
2. Отказ от еды развивает силу воли
Отличники работают на износ. Накапливается усталость, оценки начинают колебаться. В подростковом возрасте хочется общаться со сверстниками, пробовать новое, да и просто быть собой. Где взять силы, чтобы отказаться от всего этого?
Если еда становится приятной, ее безжалостно удаляют из рациона. А заодно удаляют из жизни все крохи удовольствий
Люди давно заметили, что сила воли тренируется воздержанием. Все мировые религии включают в себя такой способ усмирения духа. Блаженный Августин говорит: «Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучаете себя? Отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою».
Прямо сейчас в интернете можно найти сотни советов по воспитанию силы воли, которые сводятся к одному: тренировке отказов от чего-то очень желанного. Это эффективно, потому что психика блокирует желания не точечно, а все сразу. Через отказ от наслаждения едой человек получает власть над всеми своими «нежеланными желаниями».
Это становится причиной выбора невкусных блюд. Девушки могут съедать и большие объемы малокалорийной еды, но только нелюбимой. Если еда становится хоть сколько-нибудь приятной, ее безжалостно удаляют из рациона, не оставляя ни крошки. А заодно удаляют из жизни все крохи удовольствий. Такие девочки часто осуждают одноклассников за страсть к вечеринкам. Дома требуют от домашних «не мешать» им делать уроки веселым смехом, просмотром мультиков. В терапии девочкам дается задача съедать половину чайной ложечки самой вкусной еды в день, но строго ни крошкой больше. Это задание вызывает сильнейший страх. Калории тут ни при чем: страшно, что удовольствие прорвет плотину жесткой силы воли сразу во всех сферах жизни.
Нужно объяснить девочке, что истинная сила воли проявляется не в отказе от желанного. Пробуя желаемое, сильный человек может остановиться и принять решение не продолжать. Она должна пробовать не для того, чтобы сорваться и на радость родителям набрать вес. Это необходимо, чтобы научиться по-настоящему себя контролировать.
Если через некоторое время девочка приходит к выводу, что способна держать себя в руках, чувство контроля восстанавливается. Появляется готовность пробовать больше. Такой же порядок действий может быть и в профессиональной работе психолога со страхом набрать вес. Девочка не боится набрать один или даже пять килограммов. Она боится, что потеряет контроль и вес будет расти бесконечно. Поэтому ее охватывает ужас даже от пары граммов, ведь это признак катастрофы.
Девочке можно предложить набрать двести граммов ровно и удержать вес без колебаний в течение недели. Это дает волшебное ощущение контроля. Она соглашается набрать несколько килограммов. Ведь теперь она чувствует, что все под контролем: и похудение, и удержание веса, и набор веса. Если что — сбросит!
3. Чувство голода снижает тревожность
Тревожные отличницы, больные анорексией, часто говорят: «Я все время в напряжении. А когда замечаю, что желудок абсолютно пустой, мне становится так спокойно». Похожую фразу, только наоборот, произносят страдающие булимией: «Когда я чувствую, что желудок забит до отказа, мне становится легче. И лишь потом я переживаю, что снова объелась». Это один и тот же механизм, просто вывернутый наизнанку.
При поддержке семьи девочке гораздо легче понять себя, и она соглашается ходить к психологу, «если не будут заставлять есть»
Похожего чувства девушки могут достичь с помощью вечернего дневника. В нем описываются все события прошедшего дня и эмоции, связанные с ними. Нужно писать до тех пор, пока в душе не останется ничего, кроме пустоты. Через две-три недели такой терапии многое меняется, у психики появляется альтернатива. Проторенная дорожка регуляции эмоций через голод становится менее востребованной.
Дорога на волю
Анорексия у отличниц лечится быстро, если подразумевать под этим диагнозом только нарушенное пищевое поведение и начать работу на первых этапах болезни. Можно сказать, это незлокачественный тип анорексии. Методы краткосрочной стратегической терапии итальянского доктора психологии Дж. Нардоне и парадоксальной терапии позволяют остановить патологический процесс за три-шесть месяцев максимум.
Но после разрыва замкнутого круга гонки за цифрами на весах необходимо вытащить юную белочку из колеса бесполезных успехов. Кате попалась замечательная мама. Когда родители действительно понимают, что происходит, все проясняется. Незримо изменяется среда, имеющая пока еще наибольшее влияние на подростка, — семья. С ее помощью девочке гораздо легче понять себя, и она соглашается ходить к психологу, «если не будут заставлять есть».
Анорексия — расстройство пищевого поведения, и лечение не должно превращаться в пищевое наказание. Катя решилась лечиться. А уж если отличница за что-то взялась, то добивается своего! Конечно, в лечении сотни тонкостей, и надеяться на результативное самолечение не стоит. Но даже одно только понимание проблемы родными людьми помогает девочке вернуться к себе. Ведь лечат не анорексию. Лечат человека.
Об авторе
Анна Сенина — клинический психолог, специализируется на работе с обсессивно-компульсивным расстройством, паническими и фобическими расстройствами, расстройствами пищевого поведения и сексуальными расстройствами. Основатель проекта