Анатолий Кашпировский вернулся! Почему россияне снова поверили экстрасенсу?

Анатолий Кашпировский

Фото
ТАСС

Что известно о возвращении Кашпировского

Анатолий Кашпировский был звездой телевидения в поздние советские годы и в начале девяностых, а его советы заряжать воду перед телевизором до сих пор помнят даже зумеры. Хотя он и закончил медицинский институт и даже работал в психиатрической клинике, его методы работы с пациентами сложно назвать научными.

Исследователи отмечают, что целитель далек от настоящей медицины, а его методы помощи людям неэффективны

Тем не менее, ему удалось собрать вокруг себя большое количество поклонников, искренне веровавших, что гипноз, на котором специализировался Анатолий Кашпировский, действительно помогает исцелиться. Причем их убежденность в этом оказалась настолько сильна, что когда «врач» вновь стал проводить «живые» встречи с россиянами, на них пришли сотни людей — и некоторые даже оказались готовы заплатить ему за помощь.

Как пишут СМИ, на одном из сеансов экстрасенс обещал «подкрепить какие-то невидимые ключи, гайки ввинтить» в женщину, которая хотела избавиться от лишнего веса. Помогло ли ей это похудеть, журналисты не уточняют — в любом случае, и она, и другие гости этой и похожих встреч (за все время их было уже не менее трехсот) могли не только увидеть своими глазами кумира из девяностых и посмотреть, как его пациенты падают в обморок во время гипноза, но и купить, например, соль, заговоренную лично Анатолием Кашпировским.

Почему люди верят Кашпировскому

Мария Кочанова

Психолог, гештальт-терапевт, специалист платформы Alter

Магическое мышление — убежденность человека в том, что можно повлиять на реальность с помощью символических мыслей и действий, как физических, так и психических — присуще человечеству с древних времен. Оно было способом объяснить то, чему пока не найдено логическое объяснение, и тем самым как бы сделать то или иное явление более подконтрольным. Речь могла идти о самых разных вещах — смене погоды, повышении урожайности, исцелении болезней и не только.

Человеческий организм — сложный, и несмотря на то, что сегодня мы про него понимаем гораздо больше, чем несколько веков назад, перед нами еще стоит множество вопросов и непростых задач. Тяжело принимать тот факт, что человек может страдать или даже «сгореть» от пока еще неизлечимой болезни. Это рождает очень трудно переносимые переживания как у самих больных, так и у их близких:

  • страх перестать существовать;

  • страх потерять родного человека;

  • ужас горя;

  • чувство боли;

  • ощущение несправедливости.

Если врачи больше ничего сделать не могут, то ситуация оказывается абсолютно вне зоны нашего контроля, и осознавать этого может быть невыносимо. Обращение к магам в данной ситуации дает два эффекта:

  1. поддержка и продление надежды, что облегчает тяжелые переживания в моменте;

  2. создание эффекта плацебо, когда у пациента наступает хотя бы временное облегчение.

Всем нам хочется верить в хорошее. Вера — это двигатель прогресса, без нее не было бы смелых научных теорий и затем практических достижений во многих областях. Не было бы и личных успехов у каждого человека, и созидательных поступков, способствующих росту личности.

Но есть еще вера как механизм психологической защиты — вера в собственную исключительность. Она защищает нас от страха перед одной из экзистенциальных данностей, с которой неминуемо столкнемся все мы. Эта данность — смерть.

В норме страх смерти фоново присутствует у каждого и рождает адекватную бдительность, позволяющую нам оценивать риски, следить за собственным здоровьем и прочее

Однако когда мы сталкиваемся с заболеваниями, особенно с серьезными, страх смерти резко вырастает, а вместе с ним может усиливаться и вера в то, что «меня-то пронесет». Эта вера иррациональна, что придает ей устойчивости даже при наличии объективных данных, подтверждающих нежизнеспособность того или иного метода избавления от недугов. В мыслях это может выглядеть примерно так: «Ну и что, что многие люди не получили исцеления у этого практика. Наверное, они что-то не так восприняли или применили, они — не я». И это — одна из множества мыслей, которые могут приходить в голову.

Перед лицом недуга и, в перспективе, — смерти, мы все абсолютно беспомощны, что может рождать панику. И если есть хоть небольшой шанс ее снизить, хотя бы в моменте, то это лучше, чем ничего. Работать с паникой можно и другими путями, например, искать утешение в философии или консультироваться с психологом. Однако эти методы — гораздо более энергозатратные, они потребуют от человека некоторой дисциплины и внутренней работы. В связи с этим разовое посещение магического практика может показаться более привлекательной «волшебной таблеткой».