Алиса Теплякова
Что произошло
21 января Алиса Теплякова, 12-летняя девочка-вундеркинд, которая в девять лет поступила в МГУ, стала виновницей громкого скандала. Студентка устроила драку в раздевалке спортивной школы, которую посещает.
Сообщается, что Алиса нанесла побои двум девочкам младше и слабее ее. Также известно, что она наносила удары ногами. В опубликованном медицинском заключении указано, что примерный вес пострадавших составляет всего 30 килограммов, в то время как Теплякова весит 51 килограмм.
Также, согласно документу, у девочек множественные кровоподтеки в области спины
Семья Тепляковых уже не в первый раз попадает в подобный скандал. Так, в сентябре прошлого года их соседка уже обращалась в полицию с заявлением о нападении на нее девочки-вундеркинда, ее брата Хеймдаля и их отца Евгения Теплякова.
Мы поговорили с экспертом о том, мог ли стать причиной агрессивного поведения девочки ее высокий интеллект, а также о том, с какими психологическими трудностями склонны сталкиваться вундеркинды.
С какими проблемами сталкиваются вундеркинды
Кандидат психологических наук, психолог-консультант, специалист по работе с психотравмой
Вундеркинды — это чудо, которому трудно найти объяснение. Что-то такое происходит, и ребенок рождается с особенной восприимчивостью к определенным видам деятельности. В своем детском возрасте он может составить конкуренцию взрослым людям, которые шли к этому уровню годами.
Но если мозг взрослого развивался гармонично и постепенно приходил к некой опции, то мозг вундеркинда сразу имеет ее, а это значит, что баланс развития нарушен
И хорошо, если рядом с таким ребенком будут мудрые родители, которые не захотят реализовать свои амбиции за счет ребенка и будут его «придерживать», давать ему возможность жить обычной детской жизнью, помогать в социализации и развивать всесторонне. Если же этого не будет, то мы получим трагическую историю.
1. Изоляция
Главная проблема вундеркиндов — это нарушенное течение социализации. Они могут чувствовать себя изолированными, поскольку их уникальные интересы и высокий интеллект не всегда находят отклик у сверстников.
Постоянное давление ожиданий со стороны родителей, учителей, поклонников может становится источником непереносимого стресса и постоянного напряжения
Так, например, Ника Турбина, девочка-поэт, писавшая гениальные стихи и попавшая в поле зрения самого Евгения Евтушенко, не смогла жить взрослой жизнью, столкнулась с депрессией и зависимостями и покончила с собой.
2. Отставание эмоционального и социального созревания
При раннем интеллектуальном развитии происходит отставание эмоционального и социального созревания. Очень часто в основе одаренности лежит аутический склад личности. То есть уже изначально ребенок не очень хорошо приспособлен к жизни в мире эмоций и общения.
Представьте ребенка с блестящими идеями, но не понимающего, как справляться с собственными чувствами и эмоциональными потребностями
Обратите внимание, что при любом гении всегда есть своеобразная «нянька», которая связывает его с внешним миром. Это может быть родитель, супруг или продюсер. И как только эта поддержка заканчивается, мы теряем и самого гения.
Это происходит потому, что пока обычные дети учатся общаться, выстраивать связи, понимают этот мир, развивают эмоциональный интеллект, наш вундеркинд играет бесконечные гаммы, решает уравнения или крутит тройные риттбергеры на катке.
3. Ментальные проблемы
К сожалению, у высокоинтеллектуальных детей могут возникать ментальные проблемы. Они могут испытывать тревожность за свое будущее и давление из-за необходимости быть идеальными. Часто у них есть болезненное переживание того, что их любят только за их достижения, то есть у них уже подорвано безусловное доверие к миру. Им приходится рано сталкиваться с жесткой конкуренцией, завистью, публичным хейтом. Эти чувства могут приводить к глубокому внутреннему конфликту и даже депрессии, что с возрастом способно перерасти в ментальное расстройство или сильно сократить годы жизни.
Как воспитывать одаренного ребенка
1. Быть бдительными к изменениям в поведении и состоянии вундеркинда
Если ребенок начинает увядать, теряет интерес к любимым занятиям, избегает общения, отказывается от любимых занятий — это может быть тревожным сигналом. У каждого могут быть капризы и периоды слабости, но если это становится слишком частым, то стоит обратить на это внимание. Если же у ребенка начинаются немотивированные слезы, ночные кошмары, снижается аппетит, то пора обратиться к специалисту.
2. Не торопиться и не быть эгоистами
Всегда спрашивайте себя: «Я это делаю для себя или для ребенка?». Важно сохранять последовательность и создавать условия для социализации детей. Высокая одаренность — это тоже испытание. Задача родителя сохранить психику ребенка и дать ему крепкие навыки управления своей жизнью. А для этого надо, чтобы ребенок жил в этом большом мире, узнавал его сам, сам решал проблемы, свойственные его возрасту.
3. Думать о том, как ребенок будет жить дальше
Да, он может закончить школу в 13 лет и университет в 15 лет, но сможет ли он быть счастливым профессионалом? С кем он будет общаться? Кто будет его поддерживать?
4. Не зацикливаться на результате
В обучении и развитии позвольте ему наслаждаться процессом, а не только результатом — это поможет уменьшить стресс и повысить уверенность в себе.
5. Поддерживать социальные связи
Обязательно поддерживайте стабильные эмоциональные связи, поощряйте участие в социуме, где они смогут развивать свои способности, дружить и делиться эмоциями. Это не только обогащает их внутренний мир, но и помогает стать более целостными личностями, полными уверенности и радости.