Почему на вопрос подруги «Тебе не холодно?» мы отвечаем спокойно, а на тот же вопрос, заданный матерью, — с раздражением? Потому что мы реагируем из разных собственных состояний. Подруге просто предоставляем информацию: «Нет, не холодно» или «Пожалуй, немного прохладно». А когда к нам обращается мать, мы, например, предполагаем, что она хочет нас контролировать, и протестуем: «Отстань!»
Мы не всегда замечаем сами, как попадаем в то или иное состояние. Но если научимся их распознавать, сможем выбирать, в каком из них находиться. И станем более спокойными и гибкими.
1. Проходим теоретическую подготовку
Создатель транзактного анализа Эрик Берн говорил о трех основных частях нашего «Я»: Родитель, Взрослый и Ребенок. Схематически их изображают в виде «снеговика» из трех кружочков с буквами Р, В, Д (Дитя, чтобы не путать с Р — родителем).
Например, мы входим в офис, и коллега спрашивает: «Который час?» Прочтите три варианта ответа. Как вы думаете, в каком из трех эго-состояний находится отвечающий?
«Пора бы вам завести свои часы!»
«Половина первого».
«Я что, опоздал на совещание?»
Каждому эго-состоянию присущи определенные чувства и переживания. В состоянии Ребенка мы думаем, что нас уличили в опоздании, и испытываем страх перед наказанием. В состоянии Родителя «включаем» возмущение, гнев.
Часто мы в этих состояниях испытываем телесные ощущения. Страх сопровождается сердцебиением и потоотделением, голос может быть высоким и вибрирующим. Гнев — напряжением в теле, мы можем сжимать кулаки, голос усиливается, кровь приливает к лицу.
А в состоянии Взрослого мы сохраняем спокойствие, анализируем реальность и предоставляем запрошенную информацию
Почему? Эрик Берн предложил объяснение.
В Ребенке мы бессознательно реагируем так, как когда-то реагировали в детстве.
В Родителе мы вдруг слышим интонации собственных мамы и папы или других значимых взрослых, хотя не очень распознаем эти «голоса», пока не проанализируем. Именно они мешают быть «здесь и сейчас» — в том состоянии, которое помогает сохранять трезвость рассудка и спокойствие. Из-за них мы часто испытываем недопонимание и даже создаем конфликт без необходимости.
Во Взрослом же мы можем воспринимать информацию, анализировать ее, договариваться с другими. Это состояние помогает тестировать реальность без оценок, ярлыков и эмоционального «шума».
2. Определяем свое эго-состояние: кто в нас заговорил?
Это упражнение поможет вам проявить свои бессознательные реакции и научит видеть разницу между эго-состояниями. Вспомните последние 24 часа своей жизни.
Ищем Родителя
Были ли случаи, когда вы вели себя как ваши родители или другие авторитетные фигуры? Какие мысли, чувства и поведение этому сопутствовали? Вам, вероятно, будет легко определить, кого вы копируете. Так, в зеркале может проявиться бабушка, дедушка, старший брат или учитель музыки.
В Родительском эго-состоянии много оценок, предрассудков, семейных девизов. Именно из Родителя в голове звучат вердикты: «Все мужчины эгоистичны», «Таксисты никогда не знают дороги», «Никому нельзя доверять».
Ищем Ребенка
Были ли в течение этого времени моменты, когда вы поступали, думали и чувствовали себя так же, как тогда, когда были ребенком? Что вы думали о себе, об окружающих и о мире вообще? Хорошо делать это упражнение перед зеркалом: так вы увидите, как меняется ваше состояние и как выходит на первый план ваш Ребенок.
Возможно, удастся вспомнить какое-то событие из прошлого, когда вы испытывали нечто подобное. Сколько вам было тогда лет? В Ребенке много фантазий (или иллюзий, как говорил Берн), принимаемых за действительность. Если кто-то смеется, то непременно над вами. «Я не нравлюсь людям», «Я не могу бросить курить», «Я неудачник».
Ищем Взрослого
И, наконец, в каких ситуациях ваши поведение, мысли и чувства были прямым реагированием на происходящее «здесь и сейчас» и вы «не впадали в детство» и не включали Родителя?
Напишите по одному примеру на каждый из этих трех способов реагирования за последние сутки.
3. Возвращаем себя в реальность
Когда мы захвачены слишком сильными эмоциями, то попадаем в состояние Родителя или Ребенка. Чтобы управлять собой и поведением, полезно заранее потренировать состояние Взрослого. Тогда мы сможем входить в него, когда понадобится.
Возьмите лист бумаги и озаглавьте его «Я человек, который…». За две минуты напишите все варианты предложения. После этого расслабьтесь и войдите в состояние Взрослого через тело: для этого в течение нескольких минут всматривайтесь в комнату, в которой находитесь.
Помогите себе, приняв следующую позу: сядьте на стуле прямо, ногами упритесь в пол, если они скрещены, поставьте их ровно
Посмотрите на то, что вы написали. Проверьте каждый вариант на соответствие реальности. Замените предложение «из Ребенка» на фразу Взрослого. Например: «Я не умею ладить с другими» меняем на: «Я хорошо общаюсь с Ваней и Настей. Значит, я могу быть дружелюбным и умею хорошо ладить с другими».
Теперь возьмите другой лист бумаги. За две минуты напишите все девизы и убеждения, которые слышали от родителей и других значимых фигур. Снова «включаем» через тело своего Взрослого. Какие фразы из списка отражают реальность, а какие нет?
Замените фразы на новые. Например: «Если что-то не получается, пробуй еще и еще» трансформируется так: «Если у тебя что-то не получается, измени то, что делаешь, таким образом, чтобы стало получаться».
Наше состояние Взрослого возвращает нас в реальность и позволяет принимать адекватные ей решения.