Вождению я училась 15 лет назад на «механике». Это значит, что мне нужно было освоить одновременно много новых действий: крутить руль, ощущать габариты автомобиля, переключать скорости и одновременно нажимать ногами на педали — их было три, а ног всего две, да и в тех я отчаянно путалась.
После первого занятия в голову пришла мысль, что мне никогда не справиться с этим. Обнадеживало одно: каким-то образом многие люди до меня научились водить автомобиль. И суперспособностями они, как я знала, не обладали. Значит, и я смогу.
Первый выезд в город оказался незабываемым. Мало того, что я до сих пор еще путалась в этих злосчастных педалях и переключателе коробки передач, теперь еще приходилось смотреть по сторонам, причем на 360 градусов, и к тому же как-то оценивать картинку реальности по отражениям в зеркалах.
Конечно же, я наделала кучу ошибок. Пыталась проехать на красный, несколько раз глохла на подъеме, нарушала разметку и безнадежно забывала о скоростях и передачах. В довершение всего на повороте попыталась протаранить автобус. К счастью, у инструктора была своя педаль тормоза, он вырвал у меня руль и, видимо, спас и нас, и пассажиров.
Я вышла на дрожащих ногах из машины и пообещала себе, что никогда больше не сяду в водительское кресло. Это было действительно очень страшно и стыдно. Я ощущала себя бестолковой и неуклюжей. Думала, что не стоило даже пытаться, тратить деньги и время на автошколу, если все равно я на это не способна.
«Как так получилось, что от вполне обычных ошибок новичка ты перескочила на самообвинения и ощущение своей никчемности? — спросила меня вечером подруга. — Ведь все ошибаются, когда учатся новому».
И правда — освоение любого навыка не обходится без проб и ошибок. Это опыт, который каждый из нас проходил многократно. Делая первые шаги, поднимались и шли вновь. Выводя закорючки в прописях, пачкали бумагу, вели линии не в ту сторону и начинали со следующей строки. Уча стихотворения, путались в словах и далеко не с первой попытки запоминали все правильно. Про химические формулы не буду даже вспоминать…
Стоит напомнить себе, зачем мы осваиваем новое, делаем шаг в неизвестность. Что нас туда тянет и чем полезным может обернуться
Наша лояльность к своим ошибкам во многом зависит от того, как к ним относились родители и учителя. Но помимо этого, начиная что-то новое, приходится вступать в борьбу и с собственной нервной системой. Дело в том, что она настроена на безопасность. Предсказуемые и знакомые нам действия и обстоятельства расцениваются ею как безопасные.
Детский психолог или зоопсихолог скажет, что первый шаг к спокойствию для ребенка или питомца — предсказуемый и повторяющийся изо дня в день режим. А вот все новое приводит нервную систему в состояние боеготовности. Удерживая нас от того, что таит в себе угрозу, она может и «перестараться».
Запрет на риск — это запрет на развитие. Поэтому, чтобы освоить что-то новое, нужно пойти наперекор своей нервной системе, которая отчаянно сигналит: «Остановись, не рискуй, сделай шаг назад и угомонись».
И в этот момент на помощь приходит мотивация. Стоит напомнить себе, зачем мы осваиваем новое, делаем шаг в неизвестность. Что нас туда тянет и чем полезным может обернуться. Можно опираться на любопытство или здоровое честолюбие, на помощь неожиданно может прийти даже нежелание признать поражение перед окружающими или неготовность просто так расстаться с деньгами, заплаченными за обучающий курс.
В этот момент мы взвешиваем за и против. Думаем, продолжать ли двигаться вперед, допуская ошибки, или отказаться от того, что «не мое», и выбрать иной путь, что тоже может быть обоснованным решением. Стоя на перепутье, главное помнить, что некоторые реакции могут быть естественным защитным механизмом. И если мотивация перевешивает, то имеет смысл «договориться» с ним и все же попробовать новое.
Стоит ли говорить, что на следующее занятие я все-таки пришла и экзамен на права в итоге сдала? От ошибок при обучении никто не застрахован. Но движение вперед невозможно без них. Главное — помнить, куда и зачем мы направляемся, и в нужный момент, когда сработает заложенный природой защитный механизм, не перепутать его проявления с нашими собственными желаниями.