Очевидно, что степень выраженности эгоизма бывает разной, еще я замечаю разное его качество. Один человек уверен в собственной привилегированности и использует остальных в своих целях, а другой — предугадывает желания, лишь бы понравиться, но при этом оба будут приблизительно одинаково эгоистичны.
Для того чтобы лучше изучить индивидуальные проявления эгоизма, я придумал шкалу, которая поможет метафорически описать типологию эгоизма. Типы в ней расположены в порядке убывания эгоизма и возрастания дифференциации «я»(по системе Муррэя Боуэна1). Чтобы можно было сравнить типы между собой, я использовал уровень дифференциации, выраженный в процентах. Чем больше эгоизма, тем меньше дифференциация «Я».
Шкала условна, не претендует на научность, создана исключительно моим воображением и терапевтическим опытом
Идею шкалы мне подсказал самый антропоморфный цветок — нарцисс. Так получилось, что добрая половина моих клиентов либо нарциссы разной степени функциональности, либо в отношениях с ними: родительских, детских, супружеских, сексуальных, виртуальных.
И те, и другие приходят в терапию с «обычными» запросами: страхами, кризисами, проблемами в отношениях и прочими, но через пару‐тройку сессий звучит нарциссическая мелодия. Я узнаю ее из тысячи. Может, это нарциссы выбирают меня, а может, я их, но так или иначе мы постоянно в альянсе: я уже много лет веду наблюдение за главным цветком в психологии и всем, что его окружает.
Психологи Джин Твендж и Кит Кэмпбелл2 утверждают, что современное общество накрыла масштабная культурная пандемия нарциссизма. При этом вокруг этого термина в популярной психологии скопились тонны противоречивой информации и откровенных спекуляций. Нарциссом быть в новом толерантном мире немодно.
Людей, замеченных в нарциссизме, стыдят и подвергают обструкции
Принято считать, что нарцисс — это самовлюбленный тип, идущий по головам, сметающий всех на пути ради собственной цели. Также нарциссами называют людей, которые публикуют десяток селфи в день. Ну и, конечно, это родной брат абьюзера и газлайтера. В общем, кто это точно, непонятно, но абсолютно ясно, что выжить рядом с ним невозможно. Единственный выход — на выход, причем бежать нужно не оглядываясь и больше не возвращаться.
При этом общество поощряет нарциссические модели поведения: героизирует перфекционистов‐трудоголиков, одержимых карьерным ростом. «Поваренные» книги успешного успеха тиражируются в фикшен‐, нон‐фикшен литературе и кино. Многочисленные тренинги личностного роста и марафоны желаний требуют срочно стать лучшей версией себя, формируя четкий посыл: когда ты известен и богат, все двери мира открыты, в противном случае ты никчемный лузер, прозябающий на обочине истории. Социальные медиа — это ежедневный глянцевый вызов.
В бурном информационном потоке непонятно, нормально ли быть нарциссом и что делать, если ты уловил в себе или поблизости его аромат.
И что выбрать, если судьба свела тебя с человеком‐цветком: чеснок, серебряные пули или хрустальную вазу?
Нарциссизм — замечательный термин, но он превратился в зонтик, под которым соседствуют как серьезные психодинамические теории, так и рецепты популярных блогеров. Несправедливо, что нарцисс отдувается за 50 оттенков психологического в человеке, в то время как в природе десятки других, не менее замечательных цветов способны взять на себя подобную метафорическую функцию. И совершенно точно я не хочу ставить знак равенства между нарциссизмом и эгоизмом. Нарциссизм — лишь одно из проявлений эгоизма.
Давайте представим себе, что человек — это не один цветок, а целый луг. Луг, на котором растет много растений. Луг средней полосы: нарциссы и ромашки, разнотравье, одуванчики, клевер. Вот пролетела стрекоза, а вот пчела села на подсолнух. Дурманящий аромат. Воздух плавится, звенит. Одуванчики отцвели, чертополох в полном соку. Случайные семена занесло июльским ветром, и они проросли. Прошел дождь, краски луга засверкали на закатном солнце. Издалека кажется, будто доминирует один оттенок, но, если подойти ближе, вы увидите много цветов, и каждый из них скрывает в себе историю не менее занимательную, чем нарцисс.
1. Борщевик
Уровень дифференциации «Я»: 0–10%
Ботаника
Является агрессивной растительной формой, способной интенсивно конкурировать за ресурсы с другими растениями. Способен к быстрому распространению по территории за счет затенения других растений своими гигантскими размерами. Кроме того, выделяет в почву химические вещества, которые угнетают другие травы.
Психология
Самый злокачественный тип эгоизма, жестокий и агрессивный. Цель — доминировать над окружающими и использовать их как средство удовлетворения своих потребностей и желаний. Жесток, эмпатия отсутствует. Унижает, игнорирует чувства и желания других людей. Прибегает к насилию. Не признает свои ошибки и недостатки, обвиняет других в своих неудачах.
2. Вьюнок
Уровень дифференциации «Я»: 10–20%
Ботаника
Использует другие растения и предметы для опоры и роста. Обвивает их своим стеблем, физически препятствуя их развитию. Угнетает, закрывая от солнечного света.
Психология
Символ созависимости, сильнейшей эмоциональной, а часто и материальной зависимости от другого человека, в котором Вьюнок ищет смысл жизни, стабильность и поддержку.
3. Бешеный огурец
Уровень дифференциации «Я»: 10-20%
Ботаника
Цветет невзрачными желтыми цветами. Если задеть спелый плод, он с силой выстрелит семенами и слизью.
Психология
Токсичный пассивно-агрессивный тип. Низкая способность к эмпатии. Может внезапно пропадать без объяснения причин (гостинг), игнорировать. Сеет сомнения в психической адекватности другого человека (газлайтинг). Внезапно взрывается унижающей критикой и обесцениванием.
4. Крапива
Уровень дифференциации «Я»: 30-40%
Ботаника
Сорняк, при контакте с листьями которого возникает раздражение кожи животных и человека.
Психология
Тревожная привязанность. Человек с высокой степенью напряжения, вызванного сильной внутренней тревогой. При общении может быть дружелюбен и очень полезен.
В случае угрозы (которая чаще всего бывает мнимой) ведет себя крайне агрессивно.
5. Клевер
Уровень дифференциации «Я»: 30-40%
Ботаника
Медонос, используется в фармацевтической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Ассоциируется с удачей, силой и благополучием.
Психология
Когнитивный тип. Умный, интеллектуальный и эрудированный. Принимает взвешенные решения. Склонен доверять логике, опирается на аналитические способности и критическое мышление. Хороший вкус, желание просчитать собеседника. Закрыт от собственных чувств. Конкуренция невыносима. Раним, ревнив.
6. Подорожник
Уровень дифференциации «Я»: 50-60%
Ботаника
Обладает кровоостанавливающим, ранозаживляющим и противовоспалительным действием — известно, что листья этого растения прикладывают к ране для обеззараживания и скорейшего заживления.
Психология
Спасатель. Дает советы и обратную связь. Всегда знает, как правильно. Считает, что обладает правом критиковать любого человека в любых ситуациях. Оценивает, осуждает, сравнивает.
7. Лютик
Уровень дифференциации «Я»: 50-60%
Ботаника
Водное или наземное растение с едким, а иногда и ядовитым соком. Растет на сухих лугах, травянистых склонах, в лесах, среди кустарников.
Психология
Отстраненный тип.
Не способен к близким отношениям. Может казаться недоступным. Скрывает свои истинные чувства, часто сам не имеет к ним доступа. Выдает отстраненность за спокойствие. Склонен к зависимостям.
8. Подсолнух
Уровень дифференциации «Я»: 70-80%
Ботаника
Гелиотропичное растение. Молодые растения своими соцветиями «тянутся» к солнцу и меняют свою ориентацию с востока на запад в течение дня.
Психология
Человек в поисках «легкой» ритуальной духовности. Йога, аяуаска, цигун, тайчи, церковь, майндфулнес, энергетика, коврики для йоги, белые одежды. Комфортная бытовая духовность «западного» человека.
9. Анемон
Уровень дифференциации «Я»: 90-100%
Ботаника
Возможное название «дочь ветров» — дословный перевод с греческого. Красивое цветущее растение с широким ареалом. Довольно неприхотливое.
Психология
Здоровый взрослый. Дифференцированный человек, уважающий чужие границы и оберегающий свои. Стремится к саморазвитию, обладает сбалансированными ценностями.
1 Bowen M. Family Therapy in Clinical Practice. — NY: Jason Aronson, 1978
2 Twenge J. M., Campbell W. K. The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement. — Atria, 2010
Психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, постоянный автор Psychologies, телеведущий