7 стилей поведения в рабочих конфликтах

Стили поведения в рабочих конфликтах бывают разными. Изучите список, чтобы найти характерную для вас линию поведения, и вы узнаете, как действовать во время спора наиболее эффективно и не поссориться при этом с остальными участниками.

1.Конкурент

Специалисты в области поведения Кеннет Томас и Ральф Килманн утверждают, что «конкуренты» действуют без оглядки на других и вообще не склонны к сотрудничеству. В борьбе за результат для них все средства хороши — не зазорно даже присвоить себе чужую идею, выдав ее за свою.

«Или ты, или я!» — вот их девиз. Он зачастую позволяет добиваться желаемого, правда при этом страдают отношения с коллегами и атмосфера в коллективе в целом. Один раз столкнувшись с таким поведением, коллеги «конкурента» в дальнейшем, скорее всего, будут всеми силами избегать пересечений с ним.

Если заметили за собой склонность «идти по головам», стоит спросить себя: «А уверен ли я, что предлагаю оптимальное решение? Может, у кого-то из коллег есть другой вариант, который приведет к лучшему результату?»

2.Сотрудничающий

Главная цель для такого спорщика — прийти к согласию, и для этого он внимательно выслушивает каждого участника конфликта и принимает во внимание все мнения. Казалось бы, это оптимальная стратегия поведения в споре, к которой нужно стремиться. Но все не так просто.

Тому, кто придерживается подобной тактики, свойственно нарушать данные в порыве угодить всем обещания и быть не до конца открытым. Его главная задача в том, чтобы каждый чувствовал, что победа на его стороне. Из-за этого сотрудники могут не видеть всей картины происходящего и своего вклада в частности.

3.Угождающий

Спорщик такого типа идет еще дальше, чем «сотрудничающий», и жертвует собственными интересами. Он уступает, проявляет мягкость, старается быть максимально услужливым и податливым. Это, конечно, дает окружающим ощущение поддержки, но заставляет их думать, что так будет всегда. На этом человеке просто начинают «ездить», отчего часто страдает успех общего дела.

7 стилей поведения в рабочих конфликтах

4.Переговорщик

Такой человек торгуется, чтобы получить нужный ему результат. Он всеми силами стремится прийти к компромиссу, как бы говоря собеседнику: «У меня есть вот это. А у тебя, насколько мне известно, — то. Ни ты, ни я не можем получить на 100% то, что хотим. Так, может, найдем компромиссный вариант? Встретимся где-то на середине этого пути».

Самый неприятный момент заключается в том, что «переговорщик» может наобещать что-то совершенно невыполнимое, поэтому, общаясь с таким коллегой, старайтесь документировать все договоренности.

5.Ябеда

Сотрудники такого типа никогда не решают конфликт на своем уровне, с коллегами. Нет, они сразу же обращаются к начальству: либо ввиду срочности, либо потому, что только так могут быть уверены в своей «победе». Разумеется, никто не любит, когда действуют у него за спиной. Значит, при взаимодействии с этим коллегой, как минимум, подрывается доверие, а как максимум — усугубляется конфликт.

6.Избегающий конфликтов

С одной стороны, такой коллега склонен всеми силами беречь атмосферу в коллективе и не допускать конфликтов. С другой, именно это зачастую и заставляет его говорить: «Да ничего страшного, это пустяк, забыли», — даже когда столкновение происходит по действительно важному вопросу.

«Такие сотрудники либо считают, что конфликт лишь приумножит проблемы, либо просто не готовы вовлекаться в ситуацию и вкладываться в ее разрешение, — объясняет психолог Сесили Хоршем-Брейтуэйт. — Но иногда действительно важно выслушать всех, дать каждому высказаться, чтобы найти оптимальный выход».

7.Адвокат дьявола

Обычно он выбирает противоположную точку зрения исключительно ради спора, а не ради достижения компанией нужного результата. Он не пренебрегает никакими средствами — ни выдуманными примерами, ни бесконечными предположениями в духе «а что будет, если» и «вдруг».

Эксперты советуют спрашивать такого собеседника напрямую: «Похоже, нынешний вариант вас абсолютно не устраивает — можете объяснить, чем именно? Что за этим стоит? Чего вы на самом деле хотите?»

Возможно, это поможет «адвокату дьявола» хотя бы самому себе сформулировать причины его «смутного недовольства», и это станет первым шагом на пути к конструктивной беседе.