Стили поведения в рабочих конфликтах бывают разными. Изучите список, чтобы найти характерную для вас линию поведения, и вы узнаете, как действовать во время спора наиболее эффективно и не поссориться при этом с остальными участниками.
1.Конкурент
Специалисты в области поведения Кеннет Томас и Ральф Килманн утверждают, что «конкуренты» действуют без оглядки на других и вообще не склонны к сотрудничеству. В борьбе за результат для них все средства хороши — не зазорно даже присвоить себе чужую идею, выдав ее за свою.
«Или ты, или я!» — вот их девиз. Он зачастую позволяет добиваться желаемого, правда при этом страдают отношения с коллегами и атмосфера в коллективе в целом. Один раз столкнувшись с таким поведением, коллеги «конкурента» в дальнейшем, скорее всего, будут всеми силами избегать пересечений с ним.
Если заметили за собой склонность «идти по головам», стоит спросить себя: «А уверен ли я, что предлагаю оптимальное решение? Может, у кого-то из коллег есть другой вариант, который приведет к лучшему результату?»
2.Сотрудничающий
Главная цель для такого спорщика — прийти к согласию, и для этого он внимательно выслушивает каждого участника конфликта и принимает во внимание все мнения. Казалось бы, это оптимальная стратегия поведения в споре, к которой нужно стремиться. Но все не так просто.
Тому, кто придерживается подобной тактики, свойственно нарушать данные в порыве угодить всем обещания и быть не до конца открытым. Его главная задача в том, чтобы каждый чувствовал, что победа на его стороне. Из-за этого сотрудники могут не видеть всей картины происходящего и своего вклада в частности.
3.Угождающий
Спорщик такого типа идет еще дальше, чем «сотрудничающий», и жертвует собственными интересами. Он уступает, проявляет мягкость, старается быть максимально услужливым и податливым. Это, конечно, дает окружающим ощущение поддержки, но заставляет их думать, что так будет всегда. На этом человеке просто начинают «ездить», отчего часто страдает успех общего дела.
4.Переговорщик
Такой человек торгуется, чтобы получить нужный ему результат. Он всеми силами стремится прийти к компромиссу, как бы говоря собеседнику: «У меня есть вот это. А у тебя, насколько мне известно, — то. Ни ты, ни я не можем получить на 100% то, что хотим. Так, может, найдем компромиссный вариант? Встретимся где-то на середине этого пути».
Самый неприятный момент заключается в том, что «переговорщик» может наобещать что-то совершенно невыполнимое, поэтому, общаясь с таким коллегой, старайтесь документировать все договоренности.
5.Ябеда
Сотрудники такого типа никогда не решают конфликт на своем уровне, с коллегами. Нет, они сразу же обращаются к начальству: либо ввиду срочности, либо потому, что только так могут быть уверены в своей «победе». Разумеется, никто не любит, когда действуют у него за спиной. Значит, при взаимодействии с этим коллегой, как минимум, подрывается доверие, а как максимум — усугубляется конфликт.
6.Избегающий конфликтов
С одной стороны, такой коллега склонен всеми силами беречь атмосферу в коллективе и не допускать конфликтов. С другой, именно это зачастую и заставляет его говорить: «Да ничего страшного, это пустяк, забыли», — даже когда столкновение происходит по действительно важному вопросу.
«Такие сотрудники либо считают, что конфликт лишь приумножит проблемы, либо просто не готовы вовлекаться в ситуацию и вкладываться в ее разрешение, — объясняет психолог Сесили Хоршем-Брейтуэйт. — Но иногда действительно важно выслушать всех, дать каждому высказаться, чтобы найти оптимальный выход».
7.Адвокат дьявола
Обычно он выбирает противоположную точку зрения исключительно ради спора, а не ради достижения компанией нужного результата. Он не пренебрегает никакими средствами — ни выдуманными примерами, ни бесконечными предположениями в духе «а что будет, если» и «вдруг».
Эксперты советуют спрашивать такого собеседника напрямую: «Похоже, нынешний вариант вас абсолютно не устраивает — можете объяснить, чем именно? Что за этим стоит? Чего вы на самом деле хотите?»
Возможно, это поможет «адвокату дьявола» хотя бы самому себе сформулировать причины его «смутного недовольства», и это станет первым шагом на пути к конструктивной беседе.