5 гневных мыслей, от которых мы чувствуем себя хуже

Неправильно истолковать поведение друга или партнера может каждый. Но что, если это происходит с завидной регулярностью? Тогда это может помешать поддерживать здоровые отношения с другими людьми.

Речь идет о мыслях, которые возникают у нас в голове и из-за которых мы чувствуем себя хуже. Обычно это примерно одни и те же мысли. Вот пять примеров искажений мышления у людей, которые на кого-то сердятся.

1. «Это все из-за меня»

Если мы заранее ожидаем критики со стороны других, то в каждом будем видеть врага. К примеру, если кто-то с нами не заговорил, мы подумаем, что не понравились человеку, хотя, возможно, дело всего лишь в его застенчивости.

Если кто-то на нас смотрит, мы думаем: «Наверное, он меня дураком считает», тогда как незнакомец просто окинул нас взглядом без всякой задней мысли.

Многое из того, что мы принимаем на свой счет, вообще не связано с нами

И если человек общается с нами раздражительно и ко всему придирается, возможно, причина в том, что у него неудачный день и он не может справиться со своим раздражением. Его реакция никак не связана с нами лично.

2. «Они не могли меня подвести!»

Требовать слишком многого от себя и окружающих — большая ошибка. Если ожидания не оправдываются, мы чувствуем себя оскорбленными, и постепенно эта обида перерастает в злость.

К примеру, у вас есть подруга, которая обещала поехать с вами вместе в отпуск, но в последний момент отказалась. Вам кажется, что подруга вас подвела, и решаете больше с ней не общаться, словно забыв все то хорошее, что подруга делала для вас раньше.

5 гневных мыслей, от которых мы чувствуем себя хуже

3. «Это нечестно!»

Сама идея справедливости — это еще один пример искаженного мышления. Все мы слышали, что жизнь несправедлива, и если мы сможем это принять, то станем гораздо счастливее. Справедливость подразумевает, что существуют какие-то абсолютные стандарты «правильного» и «неправильного».

Между тем у каждого человека свои представления о том, что такое «справедливо» или «честно». То, что справедливо для одного, вовсе не обязательно является таковым для другого.

4. «Мне не везет, и нет смысла стараться»

Если человек из отдельного случая делает глобальные выводы о том, как все ужасно, и затем начинает смотреть на мир словно через черные очки, то его представления могут стать «самосбывающимся пророчеством». Из-за своего пессимизма и уверенности в том, что ничего не выйдет, они действительно терпят неудачу.

К примеру, официанту три раза подряд дали плохие чаевые, и он сразу подумал: «Сегодня все дают сущие гроши». С точки зрения статистики даже три «плохих» клиента подряд еще ничего не значат, однако мозг официанта уже увидел «закономерность» и сделал выводы.

И что же делает официант? Весь остаток смены он будет находиться в пессимистичном состоянии, уже смирившись с неудачей. Он не будет стараться обслужить посетителей как можно лучше, потому что, с его точки зрения, нет смысла стараться, чаевые все равно будут маленькими.

Естественно, посетителям не понравится такое отношение, и, скорее всего, он действительно не получит щедрых чаевых

В итоге его негативные ожидания превратятся в реальность, а виновато в этом его же искаженное мышление — он сделал слишком далекоидущие выводы из нескольких мелких неудач.

5. «Нужно быть непреклонным»

Часто проблемы начинаются, когда ситуация требует проявить твердость по отношению к другим. К примеру, у вас есть друг, который занял у вас денег. Вы легко согласились ему помочь, думая: «Он хороший друг, я ему полностью доверяю».

Однако время вернуть долг давно прошло, но друг не спешит. Выза все это время ни разу не напомнили про деньги, но начинаете думать: «Он считает меня дураком и тряпкой». В итоге вы злитесь и при следующей встрече с другом начинаете на него кричать и угрожать ему, требуя вернуть сумму немедленно.

«Если я не поставлю его на место, он сядет мне на шею!» — думаете вы. На самом деле для обоих было бы лучше, если бы вы значительно раньше вежливо, но твердо напомнили приятелю, что пора возвращать деньги, вместо того чтобы сначала игнорировать проблему, а потом злиться и срываться на крик.


Об авторе: Аарон Кармин — клинический психолог, работает в центре психологической помощи Urban Balance в Чикаго.