Любое взаимодействие с другими — это форма коммуникации. Но способы общения могут очень различаться у разных людей. «Специалисты выделяют 4 основных стиля коммуникации. Проблемы между людьми часто бывают связаны с тем, что мы привыкли использовать неблагоприятный коммуникативный стиль», — утверждает психолог-консультант Моника Рамунда.
Какие существуют стили коммуникации? Какой из них — ваш?
Пассивный стиль
Такие люди очень неохотно делятся своими переживаниями и мнениями, редко отстаивают свои интересы. Им может быть трудно не только получить желаемое в процессе общения, но и дать собеседнику то, что ему необходимо.
Человек с пассивным стилем общения часто старается разговаривать как можно мягче, постоянно извиняется или оправдывается. Нередко сутулится во время разговора, избегает смотреть в глаза. От него нередко можно услышать фразы вроде «Мне все равно. Выбирайте, как будет удобно вам» или «Мне главное, чтобы все было тихо и мирно».
«Конечно, конфликты нежелательны, но это не значит, что нужно отказываться от защиты своих прав и интересов. Всегда стоит учитывать мнения других, но не всегда стоит им уступать. У нас часто есть возможность обсудить ситуацию и найти вариант, который устроит всех», — объясняет Моника Рамунда.
Агрессивный стиль
Агрессивный стиль коммуникации заметен сразу — и в речи, и в поведении. Такие люди часто разговаривают громко, склонны настойчиво добиваться своего, при этом их мало интересуют интересы и предпочтения других. Они постоянно смотрят в глаза собеседнику, словно пытаясь подчинить его своей воле или напугать. Нередко употребляют фразы вроде «Всегда все проблемы из-за тебя!» или «Я всегда прав(а)!».
Пассивно-агрессивный стиль
Такой человек может казаться пассивным со стороны, но внутри часто скрывает агрессию. Он нередко ощущает свое бессилие, беспомощность и слабость. В результате возникает обида и озлобленность на других, иногда доходящая до откровенной ненависти. Но эти эмоции не проявляются явно.
«С первого взгляда пассивно-агрессивный человек может показаться неконфликтным и уступчивым. Он избегает открытого противостояния и чаще склонен к молчаливому недовольству. Например, в лицо он может сказать вам, как хороша ваша идея, а потом, уже без вас, станет жаловаться, что ваше предложение — полная глупость», — объясняет Моника Рамунда.
Еще один пример пассивно-агрессивной критики: «Мне нравится ваша идея, но другие могут с ней не согласиться». Под «другими» собеседник на самом деле имеет в виду себя.
Уверенный (ассертивный) стиль
Уверенный стиль коммуникации гораздо эффективнее всех прочих. Люди, для которых он характерен, способны открыто и честно делиться с другими своими мыслями, мнениями, идеями и переживаниями. Если они недовольны или с чем-то не согласны, то без проблем способны это высказать. В то же время они всегда учитывают мнения и чувства других людей. И предпочитают не «сжигать мосты» и оставлять каналы для коммуникации открытыми. Они умеют слушать не хуже, чем говорить. При этом не пытаются подавить волю собеседника или доминировать над ним.
Люди, обладающие этим стилем общения, чаще говорят от первого лица, используя местоимения «Я» или «Мне». Девиз уверенного в себе человека: «Я сам принимаю решения и несу за них ответственность». Он уважает чувства и мнения других и не пытается навязывать свою позицию как единственно правильную.
«Если вы хотите общаться в уверенном стиле, старайтесь чаще говорить от первого лица, используя слова «я», «мое», «мне» и так далее. Берите на себя ответственность за свои слова и за ваши достоинства и недостатки. Старайтесь смотреть собеседнику в глаза, при этом не пытаясь подавлять его взглядом. Говорите спокойным и уверенным тоном. И помните, что вы всегда имеете право сказать «нет» и это совершенно нормально», — подчеркивает Моника Рамунда.
Заметив в себе склонность к тому или иному стилю, мы сможем корректировать манеру общения и тем самым добиваться большего успеха в общении — как с членами семьи, так и с коллегами или даже малознакомыми людьми.